Академики-триумфаторы Владимир Тартаковский, Генрих Новожилов и Александр Андреев.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вручение независимой премии "Триумф" российским ученым прошло в начале этой недели. В 2000 году Попечительский совет фонда "Триумф" принял решение об учреждении ежегодных премий в области науки, и праздник на улице ученых продолжается по сей день, несмотря ни на что┘ Как и в прежние годы, фонд премии ученым составляет 300 тыс. долл. (6 премий по 50 тыс. долл.). Как и ранее, свое приветствие лауреатам посылает председатель попечительского совета Независимого благотворительного фонда "Триумф" Борис Березовский. Лауреатами премии "Триумф-2003" в области науки стали: Александр Андреев - в номинации "Физико-математические науки", Владимир Тартаковский - в номинации "Химия и науки о материалах", Олег Газенко - "Науки о жизни, медицина", Генрих Новожилов - "Технические науки", Борис Соколов - "Науки о земле", Григорий Бонгард-Левин - "Гуманитарные науки".
Уютный зал в здании управления по обслуживанию дипкорпуса при российском МИДе скромен по размерам, но аплодируют здесь сегодня на "Триумфе" так, как не получается на многих помпезных киношных церемониях с участием подсаженной массовки. Здесь не кривят лица в завистливой улыбке и не шепчут в ухо соседу нелестности о награждаемых. Здесь гости церемонии ловят каждое слово, оброненное в зал, потому что люди на сцене, седые и улыбчивые, прижимающие к груди золотые медали и дипломы, принадлежат истории.
Общий портрет нынешнего лауреата "Триумфа" таков: ему - 60-90 (речь, разумеется, не о сантиметрах в талии и выше, а о возрасте), "добродушно ехиден" (по признанию коллег) и хобби имеет самые изысканные - от живописи и фотографии до невинных бабочек (тех, что на шее). В иностранных языках и в сетях интернета нынешний лауреат чувствует себя - "как рыба в воде". И, наконец, самое главное - этим людям принадлежат судьбоносные открытия в области очень серьезных наук.
Правда, коллеги-ученые тут же скромно добавляют, что некоторые эти открытия были бы просто невозможны, если б не "столь удавшаяся личная жизнь" лауреатов. Жены ученых, сидящие в зале, под стать мужьям - скромны, мудры и интеллигентны. А какая б иная, простите, выдержала "видавшие виды "Жигули" шестой модели" и дом - "проходной двор" - заполненный в любое время учениками.
Супружеская чета Газенко, например, прошла все испытания "золотым" и "бриллиантовым" сроками и уже 63 года вместе. А лауреаты еще и шутят, что жить в одном браке сколь угодно долго помогает чувство юмора. С юмором, разумеется, здесь у всех очень даже благополучно. Зал то и дело взрывается хохотом. Академик Российской академии наук Валерий Черешнев вспоминает, как на вопрос "Разве вы не знаете, что никотин - наш злейший враг?" отвечает ему заядлый курильщик Олег Газенко. "Знаю, - говорит наш лауреат, - но кто сказал, что мы не боремся с этим заклятым врагом┘"
Лауреаты шутят и здесь, на сцене. А заодно проводят сеанс общего "гипноза и психотерапии", как, например, востоковед Григорий Бонгард-Левин. "Мне бы хотелось, - с воодушевлением пожелал ученый своим коллегам, - чтобы у всех триумфаторов горели глаза, когда они смотрят в лицо красивой женщине". Ему, конечно, как члену Французской академии надписей и изящной словесности, видней, как зажечь глаза и сердца людей (кстати, несколько лет назад ученый Бонгард-Левин "заговорил" даже Далай-ламу: по протоколу беседа должна была идти 8 минут, а затянулась на 45 минут). Но нам тоже хочется знать, в чем же секрет успеха.
Химик Владимир Тартаковский, чьи работы более чем на четверть века опередили аналогичные исследования в США и Западной Европе, обозначил квинтэссенцию этого явления одной фразой: "Я всю жизнь занимался тем, что мне было интересно делать".
Что самое важное в науке? Борис Соколов, выдающийся российский палеонтолог, значительно расширивший наши знания об эволюции жизни на Земле, говорит так: "Самое интересное в науке - люди и научные идеи. Нет ничего более интересного, чем человек. Жалко, что я понял это слишком поздно. Многое хочется успеть, но сегодня мне уже приходится кое-что отбрасывать и кое от чего отказываться..." Кстати, сегодня выдающемуся ученому исполняется 90 лет.
Для премии "Триумф" же нет ничего важней самого ученого. Поощрение личности в науке означает движение вперед самой науки. Ведь за ученым - направление, школа, ученики... Единственное, чего не хватает "Триумфу", по мнению Бориса Соколова, - это всего лишь одного элемента. "Я чрезвычайно рад тому обстоятельству, - заметил Борис Соколов, - что у нас в стране возникли независимый благотворительный фонд и такая замечательная премия, которой награждают деятелей науки и культуры. Не хватает в этой связке только образования. А именно эта триада - наука, культура и образование - способствует в любой стране успешному развитию общества".
О связи же науки и искусства в этот вечер говорили почти все. Вот как сфокусировала все озвученные и невысказанные идеи Зоя Богуславская: "Наука и искусство становятся сегодня все ближе друг к другу. Каждое время выбирает своих героев. К сожалению, сегодня ученые и открытия, которые они совершают, не находятся в центре внимания общественности в той мере, в которой они определяют течение истории. А очень хочется, чтобы наука в нашем сознании и сознании последующих поколений играла главенствующую роль. Если нашим ученым не дадут реализовать их идеи на практике и они останутся только в головах и на бумаге, то у нашей страны просто не будет будущего".