0
1267
Газета Антракт Интернет-версия

28.11.2003 00:00:00

Бегун на старте

Тэги: кончаловский, антикиллер, кинематограф


кончаловский, антикиллер, кинематограф Егор Кончаловский: 'Вся предшествующая работа была завоеванием возможности делать то, что хочется'.
Фото Наталии Преображенской (НГ-фото)

- Егор, проект "Антикиллер" оказался очень успешным, как вы думаете - почему?

- Я не могу этого объяснить до конца. Одна из причин, думаю, в том, что фильм очень тщательно сделан, я много работал над деталями, компьютерной графикой, монтажом и т.д. Другой фактор - это романы Даниила Корецкого, которые были очень популярны, оба его "Антикиллера" разошлись совокупным тиражом 10 миллионов экземпляров. Это увеличило количество потенциальных зрителей фильма. Потом было сделано правильное рекламное усилие на этапе выхода фильма на экран. Реклама зачастую составляет значительную часть бюджета фильма на Западе, так было и у нас. В картине согласились сниматься хорошие известные артисты, это, конечно, привлекло внимание. Но главное, что говорили о картине: качественно сделанный фильм. В тот момент это было безусловным достоинством.

- Недавно в какой-то телепередаче ваш продюсер Юсуп Бахшиев сказал знаменательную вещь: сейчас достаточно хорошо поставить эпизод, в котором эффектно разобьются четыре машины, чтобы фильм был обречен на успех. Но мы видели американские фильмы, где разбиваются сорок четыре машины, чем тут можно удивить?

- Я совершенно не согласен с Юсупом: это качество необходимое, но недостаточное для успеха. Перед началом работы над "Антикиллерами" мы смотрели очень много восточных фильмов. Как правило, это идиотские сюжеты, но профессионально они сделаны на высоком уровне. Скажем, могут сражаться двадцать человек, но у зрителя останется ощущение, что он видел битву двухсот. Проблема не в том, сколько машин разобьется, важно, как это сделано. К тому же для меня "Антикиллер" не является исключительно милицейской стрелялкой, в нем много нарушений жанра. Второй фильм сделан жестко по коммерческим законам. Тем не менее я уверен, что если в картине разбить не четыре, а восемь машин, то ее ценность не вырастет вдвое.

- Насколько можно понять, фильм для вас имеет некую драматургическую ценность. Она связана каким-то образом с попыткой показать героя нашего времени?

- Нет. Я не знаю, кто герой нашего времени. Мы существуем в условиях относительной открытости мира и более или менее свободного доступа к информации, в такой ситуации трудно да и не нужно заниматься поиском национального героя и национальной идеи. Мы сделали попытку гипертрофировать мир, о котором пишет Корецкий, и выделить некие архетипы. Но не стоит слишком глубоко анализировать "Антикиллера", прежде всего это фильм действия.

- А вы не ощущаете своей вторичности? Ведь вы делаете фильмы, ориентируясь на существующие образцы.

- Конечно, это так. Но проблема заключается в другом. Сейчас все больше утверждается иллюзия о возрождении нашего кино, на самом деле проектов не так много: в год выходит всего 20-25 фильмов. На "Мосфильме" негде машину поставить, но это связано с активным производством сериалов. С "Антикиллером" у меня была такая история. Я собирался снимать совсем другой боевик, который должен был финансировать холдинг Гусинского. Когда у Гусинского начались проблемы с властью, фильм, естественно, развалился. Тут появился Юсуп Бахшиев и предложил конкретную работу. А я был тогда как бегун на старте, и вдруг - все отменяется. Выбора не было, это очень важное обстоятельство. Сейчас, после выхода двух "Антикиллеров", у меня появилась возможность выбирать. Что это значит? Я могу предложить свой проект. Я это уже сделал, причем новая картина не имеет ничего общего с фильмом действия, это любовная история по мотивам русской классики начала XX века. Так что ситуация очень простая: или ты сидишь и ждешь, когда тебе предложат высокодуховный сценарий, или работаешь. Я никогда не скрывал, что "Антикиллер" - это заказной фильм. Другое дело, что заказной фильм я быстро перевел в разряд моего фильма и очень старательно, с любовью его делал. Во втором фильме мне было интересно показать действие иного качества, чем раньше. В двухчасовой картине получилось сорок минут первосортного действия. Команда, которая работала со мной, в этом жанре сейчас лучшая в стране.

- Вы готовы уйти из жанра боевика?

- Я хочу из него уйти. Я хочу снять комедию, сказку, исторический фильм. Вся предшествующая работа была завоеванием возможности делать то, что хочется. И еще один очень важный, а может, и самый важный момент. В результате продюсерской рекламной шутки возник миф, что первый "Антикиллер" стоил пять миллионов долларов. На самом деле было потрачено примерно 1,7 миллиона. Я к тому, что и за небольшие деньги можно сделать качественное зрелище. А если правильно написать сценарий, привлечь американского или английского актера, находящегося на подъеме, можно выйти на более широкий рынок. Я собираюсь работать именно таким образом. За небольшие деньги я делаю фильм, который априори будет успешным. На картину затрачивается 2-2,5 миллиона долларов, даже если получилось плохо, она соберет 15. На Западе другие механизмы распространения.

- Вы стремитесь в коммерческую нишу, а, например, артхаусное кино вас не интересует?

- Я не думаю, что смогу там что-то сделать. Мне кажется, что реальная самооценка и сомнения в себе очень важны. Есть режиссеры, которые после двух выпущенных фильмов начинают себя вести так, как будто ими только что был заложен краеугольный камень в мировой кинематограф. Я готовлюсь сейчас к фильму о любви, меня не покидает тревога: смогу ли я? Для меня это двигатель в работе.

- Я хотел бы вернуться к проблеме героя нашего времени. Если оглянуться на прошлый век, то можно увидеть, что сменяющиеся эпохи выводили на авансцену неких героев, конец века был ознаменован безгеройностью и перевариванием культуры прошлого. Не начал ли сейчас намечаться образ героя нашего времени?

- Я думаю, что мы продолжаем жить в безгеройную эпоху. В конце прошлого века практически все ценности были перевернуты с ног на голову. В былые времена в массовом сознании положительно отмечались профессии летчика или танкиста, в 90-е годы - бандита и проститутки. Учась в Кембридже, я приехал в Москву на побывку. Один парень, жена которого ждала ребенка, сказал мне, лучась удовольствием: "Родится мальчик - будет бандитом, девочка - путаной". Тогда мне это показалось очень странным. Было бы очень хорошо, если бы русский человек научился себя уважать. Именно малая доля самоуважения приводит к тому, что писают в подъездах, царапают гвоздем дорогие машины, пишут на стенах, какают мимо унитаза даже на "Мосфильме" и т.д. Российским национальным героем мог бы стать человек, который к себе относится с уважением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1601
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
995
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
715
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
984

Другие новости