Валерий Плотников сделал знаковые фотографии практически всей русской актерской элиты.
Фото из архива Валерия Плотникова
Выставка фотографий Валерия Плотникова в Музее А.С. Пушкина приурочена к выходу его второго большого альбома "┘портрет уходящей эпохи┘". Так оно и есть, эпоха уходит. И то, что более двухсот работ выставлены именно в старых залах музея пушкинских времен, заставляет это ощутить тем яснее.
За "37 лет осмысленного творчества" Валерий Плотников сделал знаковые фотографии практически всей русской театральной и актерской элиты. Кинооператор по образованию, Плотников сжимает целый фильм жизни того или иного публичного лица до мгновенного фотоснимка. Легенды ходят о тщательности, с которой он готовит пространство, одежду, позу, выявляющие образ человека.
Но проходит время, и вот уже нет одного, другого, третьего из снятых им. Открывая выставку, Валерий Плотников обратился к своему другу Григорию Горину с просьбой отвлечься от важных небесных дел и посмотреть выставку, которая начинается именно его портретом. Но там же Андрей Миронов и Солоницын, Кайдановский и Шнитке, Богатырев и Глузский, Смоктуновский, Лиля Брик, Копелян, Лихачев, Леонид Филатов┘
Не случайно и то, что выставку организовал "Санкт-Петербургский клуб" в Москве. Задолго до того времени, как городу вернули его первоначальное имя, Валерий Плотников подписывал свои работы как "Валерий Петербуржский".
Многие, наверное, помнят эти узнаваемые сразу фотографии мастера в журналах "Советский экран", "Театр". Что может сравниться с узнаваемостью почерка в самом массовом из искусств, каким является сегодня фотография?
И вот в Музее А.С. Пушкина сошлись знаменитые герои знаменитых фотографий Валерия Плотникова. Сергей Соловьев и Наум Олев, Кама Гинкас и Михаил Ромадин, Евгения Крюкова и Андрей Вознесенский, можно долго перечислять, люди приехали с прогонов, спектаклей, концертов, Александр Кабаков - после дня рождения, Андрей Бильжо - после ремонта.
Иные фотографии от нынешних оригиналов отделяли лет тридцать. "Ой, гляди, Мишин", - говорила одна тетенька другой. "Это Наум Олев", - возразил подошедший сзади Наум Олев с сильно поредевшей за это время шевелюрой.
Промелькнули Александр Журбин, Наталья Дементьева, Александр Музыкантский, Зоя Богуславская. Валерий Плотников три с половиной часа подписывал свои альбомы - красивым почерком, развернутыми фразами пожеланий: каждому свое. Одновременно успевал давать интервью, из которых можно было узнать, что в январе будет демонстрировать (слово "презентация" не любит) свой третий альбом, посвященный исключительно Владимиру Высоцкому.
Выставка в Музее А.С. Пушкина продлится как раз до 14 декабря, до дня восстания декабристов. А сегодня, в последний день октября, еще одна выставка фотографий Валерия Плотникова откроется в Доме актера на Арбате. "В доме бедного актера", как написал сам фотомастер на чьем-то приглашении.