0
1418
Газета Антракт Интернет-версия

31.10.2003 00:00:00

Последователь Сократа

Тэги: кеосаян, творчество, амбиции


кеосаян, творчество, амбиции Тигран Кеосаян не любит экспериментов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

-Тигран, расскажите, как вы оказались в проекте "Народный артист", чем вас привлекла эта идея и в чем там ваша роль?

- Привлекла? Да я бы так не стал говорить, просто подумал, что я там не помешаю, не из металлургии же пришел все-таки. А если серьезно, просто пригласили меня туда редкие на телевидении люди - продюсеры, режиссеры "Народного артиста" Сергей Кордо и Татьяна Дмитракова. Мне было интересно посмотреть, как это организовано у людей, которые всегда поражали меня профессионализмом.

Да и потом, для меня это практически совпало с кастингом к мюзиклу "12 стульев", и большой разницы между тем, что я делал, и тем, что предстоит, я не видел. Любое сотрудничество, если оно взаимно интересно, чем-то обогащает.

- В жюри конкурса собрались люди, привыкшие по жизни твердо отстаивать свое мнение и заставлять других к нему прислушиваться. Как вы уживаетесь с Евгением Фридляндом и Ларисой Долиной, у вас часто возникают полярные мнения о том, что происходит?

- Прекрасно уживаемся, не знаю, как вы или как кто-то другой, но я привык и люблю во всем, что делаю, быть в орбите ярких, самобытных людей. Всегда интересно общаться с людьми, которые сами что-то собой представляют. Это как сообщающиеся сосуды: что-то отдаешь, что-то получаешь, даже если этого не ждешь. Особых трений не бывает, это абсолютно творческий процесс, мы же не икс в математической задаче ищем.

- Почему именно сейчас возникла мода фабриковать звезд или специально их разыскивать?

- Ну, это же просто риэлити-шоу, мода на них есть и будет, она возникла не сейчас... Другой вопрос, станут ли их участники действительно звездами. Я вам на 90 процентов отвечу, что нет, потому что талант нельзя вырастить в инкубаторе. Но это мое отдельно взятое мнение.

- Значит, все-таки вы смотрите на это со скепсисом?

- Упаси меня Господь! С надеждой, а не со скепсисом. Я мечтаю, чтобы моя позиция на этот счет изменилась, а иначе зачем я трачу время?

- Можете вспомнить самое яркое детское впечатление, связанное с отцом?

- Нет. Их было много, а заготовок из воспоминаний я, к счастью, не держу. Это было что-то бурное, стремительное, дружелюбное, резкое.

- Какие качества вы от него унаследовали?

- Смею надеяться, что профессионализм. Вообще это надо спрашивать у друзей отца, у людей, с ним работавших. Ну а мне рассуждать об этом - глупо, некорректно, самонадеянно.

- Отец влиял на ваш профессиональный выбор?

- Только самим фактом своего существования. Я выбрал профессию уже потому, что родился в этой семье. Мама актриса, папа - режиссер. Хотя старший брат, например, не пошел в режиссуру, родители этого не очень хотели┘ да и меня, собственно, не хотели видеть режиссером. Потому что кто как не режиссер знает, что это за труд. Спросите меня, хочу ли я, чтоб мой ребенок был режиссером, я отвечу - нет.

- А актрисой?

- Не знаю┘ Пусть будет тем, кем она захочет. А актриса - это изначально подчиненная профессия... Актер, актриса. Да актерская сущность - это вообще очень подлая сущность. Знаете, это как на улице, в драке: не нравится тебе что-то - лезешь и бьешь. А тут не можешь этого делать по определению. Или принимаешь правила игры безоговорочно, или ты ломаешь себя и соглашаешься. Мне всегда казалось, что для психики это бесследно не проходит.

- Ваш отец был к вам строг?

- Предельно. Но всегда справедлив. Он никогда ничему не учил меня, хотя я с малолетства торчал у него на съемках. Я уважал отца и даже немного побаивался. Никогда не подходил и не спрашивал: "Пап, а это зачем, а это?.." Но, наверное, что-то впитывал. Когда я повзрослел уже, он часто говорил мне, что кино - это странный вид искусства, если вообще может называться искусством. Если художнику нечем рисовать, он вытащит уголь из костра и напишет что-то гениальное, если у писателя нет бумаги, он использует стену и напишет что-то гениальное, если его не понимают, он напишет в стол. А кино снять просто для себя нельзя - это пленка, целлулоид, огромное количество самых разных людей, даже в театре не все так сложно - там есть труппа, люди, которые чем-то уже накрепко связаны. А здесь все не так: сегодня вырубили свет - и нет твоего кино. Запил дядя Вася - результат тот же. Но когда ты сказал "мотор", мера ответственности снимается со всех. Виноват всегда только режиссер.

- Когда вы занялись режиссурой профессионально, вы все-таки доказывали что-то себе или окружающим?

- Сначала окружающим, а потом себе - это абсолютно нормальная форма существования амбициозных людей.

- Вы амбициозны?

- Да, конечно, я считаю: амбиции, честолюбие (но не тщеславие) - это главный двигающий момент прогресса, цивилизации, побед и катастроф тоже. Да вообще всего, чего угодно, без этого - никуда, ничего не добьешься - вот и все.

- А был момент, когда вы сами для себя уяснили, что фамилию Кеосаян в своей профессии уже не уроните?

- Да не было такого момента. И быть не может. Ну о чем вы говорите! Я вообще завидую и сочувствую людям, которые когда-то успокаиваются, считают, что они кого-то схватили за бороду. Это всегда путь, идешь долго к чему-то, работаешь, придумываешь, а потом одним шагом можно все разрушить.

- Вы снимали клипы, потом кино, потом занялись продюсированием мюзикла. У вас есть награды - "ТЭФИ", призы фестивалей "Кинотавр", "Окно в Европу". Амбиции в большом кино еще остались?

- Да, конечно. (Смеется.) Много наград не бывает. А мюзикл┘ мне этого действительно хотелось, я люблю этот жанр. Это тоже амбиции, желание претворить какие-то идеи на достаточно сложном литературном материале. Но это никоим образом не отменяет профессии. Уж такое дело режиссура.

Тут нет табуированных путей: туда ходи, а туда не ходи. У нас вообще такое время сейчас хорошее: ты можешь выбирать, особенно если ты востребован. (Улыбается, стучит по столу трижды.) Слава Богу, востребован пока и могу выбирать.

- А к клипам вернетесь?

- Не думаю. Мы с братом вышли из индустрии в 1996 году, когда деньги за этот вид работы стали придаточны. Топтаться на месте, если есть возможность делать что-то новое, опять же не позволяют амбиции. Честно говорю: мог бы себя еще долго тиражировать, и, может быть, это даже кому-нибудь нравилось бы, но меня это уже не устраивало. Знаете, у актеров всегда есть выбор - деньги или слава. Так вот, когда уже хочется славы и ты не голодаешь, надо понять, что и на другом поприще можно зарабатывать. А еще я реалист и в какой-то момент понял, что лучше клипа на песню Саруханова "Скрипка-Лиса" я, вероятно, уже ничего не сниму. Я горжусь, что понял это вовремя. Ну а если мы не будем кокетничать, то меня греет и то, что музыкальное кино - именно не клип, а трехминутный фильм на песню - после меня никто не снимал.

- В кинематографе вам уютно?

- Да, это мой мир. Вообще на меня очень тяжело влиять какими-то общественными формами организации, но там есть люди, чьи похвалы, чья критика мне безумно ценны, - это Эльдар Александрович Рязанов, Георгий Николаевич Данелия, Марк Анатольевич Захаров.

- В фильме "Ландыш серебристый" у вас заняты не драматические актеры. Вы любите экспериментировать?

- Я? Да вы что! Никогда и ни при каких обстоятельствах не экспериментирую. Всегда знаю, чего хочу и чего могу ожидать от человека. Я никогда в жизни не проводил кинопроб, только с детьми. А Надю Михалкову для фильма "Президент и его внучка" сразу стал выпрашивать у Никиты Сергеевича. Едва не поссорились с ним. Он думал, что мне нужна фамилия, а я настаивал - что актриса.

- В дружбе вы требовательны?

- Да, не до болезненности, но больше, чем другие. Вообще, что такое друг, трудно определить. У Чехова есть прекрасный рассказ про человека, который круглые сутки соответствовал понятию "друг", а друг его зарезал в конце концов, потому что устал от такой дружбы. Дружба - это, наверное, взаимный комфорт, нежелание врать и готовность помочь. И еще должна быть внутренняя потребность быть полезным человеку. К сожалению, это такой тонкий ручеек, который иссякает, если нет общих тем. Снимаешь кино, все друзья с тобой, всем нравится существовать в одном пространстве и времени. И тогда возникает такое: "Ах, как здорово, как классно! Так и идем дальше все вместе в следующий фильм". А потом берешь новый сценарий - ан нет, всем-то и не получится.

- Настоящий продюсер должен уметь что?

- Все. А вообще - не знаю. Он просто не должен быть от рождения неудачником. Должен знать, как угрожать, как общаться с авторами, сколько получает осветитель и кто фальшивит в оркестре. Иметь связи во всех кругах. Его должны уважать, любить и бояться.

- Про вас говорят, что вы очень жесткий человек, это правда?

- Да вранье-е-е-е! Ну что значит - жесткий? Гениальный звукорежиссер Роланд Казарян, когда я поорал на кого-то в очередной раз на съемках "Президента и его внучки", а потом спросил его: "Дядя Роланд, ну вот скажи мне, почему все такие тупые, ведь то, что я прошу, - это же так ясно", посадил меня и сказал: "Тигранчик, вся твоя проблема в том, что ты слишком быстро мыслишь, научись не требовать той же скорости мысли от всех окружающих. Это нереально". Да, на меня обижаются. Но многие люди прощают резкость, потому что понимают, что я не памятник себе при жизни мастырю и не бабки собираюсь срубить по-легкому, а просто очень хочу сделать хорошую работу. Да и потом, я умею извиняться так же публично, как и ору.

- Чего вы себе никогда не позволяете?

- Не позволяю себе сомневаться в профессионализме людей, с которыми работаю, не позволяю не уважать их. Не могу прийти на площадку пьяным или не знающим, что я собираюсь сейчас делать. Со мной была гениальная история на моем дебютном фильме "Катька и Шиз" в 1991 году. Тогда я получил урок на всю жизнь. Я еще во ВГИКе учился. Съемочных дней у полнометражной картины было, как обычно в ту пору, - 60. На сороковой день снимали в Ленинграде, в порту. В кадре у меня много артистов великих - Армен Борисович Джигарханян, Отар Мегвинетохуцесия, да вообще людей достойных много собралось. Поставили камеру, я сказал: "Мотор!" И вдруг понял: я не знаю, что снимать, сцена распадается к такой-то матери. Тогда я потихоньку вызвал второго режиссера и попросил объявить обеденный перерыв в половине десятого утра, когда еще не все на съемки приехали. А сам ушел за дом. Сел и от бессилия начал плакать. Представляете: сидит в ленинградском порту такая детина, ревет и думает, что просто дурак, идиот, это не моя вообще профессия, я не могу выстроить элементарную сцену. И вдруг вижу: идут себе, прогуливаясь, Армен Борисович и батоно Отар, едят обед, который есть никто еще не хотел. Они, конечно, заметили, чем я занят, но благородно сделали вид, что не видят, как я сопли на кулак наматываю, и стали громко так рассуждать о чем-то абстрактном и, как бы между прочим, заговорили о том, куда бы они поставили камеру, да как бы и что они оттуда увидели. Как выяснилось в дальнейшем, ничего путного для съемок они не сказали, но этот их подход, слова что-то мне дали. Голова сразу же пришла в норму, и через три минуты я знал, как снять эту несчастную сцену. Я всегда им буду благодарен за этот урок человечности и профессионализма. К таким ситуациям, конечно, нельзя себя готовить. Но помнить надо, что ты не царь и не Бог и на съемках может быть все что угодно. И никто ни от чего не застрахован.

- Это была прививка от звездной болезни или вы ею не страдали?

- Ой нет, ну что вы, это меня миновало и, наверное, уже никогда не поразит. Меня, слава Богу, хорошо воспитывали папа, мама, брат, жизнь. В наше неглубокое время пересмешничества очень легко стать классиком, культовой фигурой. У Сократа на этот счет есть гениальные слова: "Я знаю, что я ничего не знаю". К этому нельзя относится, как к просто иезуитской фразе. В нее надо вдуматься, запомнить и знать только то, что ты ничего не знаешь. И тогда ты всегда будешь нормально общаться с нормальными людьми, тебя не покинет самоирония. У тебя никогда не снесет башку ни от похвал, ни от наград, ни от рукоплесканий, ни тем более от восторженных визгов влюбленных девочек на форумах разнообразных сайтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1246
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3114
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2213
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1768

Другие новости