Славно спелись Иосиф Кобзон, Юрий Лужкой и Георгий Боос.
Фото автора
"Патриотизм - это любовь к своим", - сказал как-то Ромен Гари. Любить своих - дело хорошее, а если порой любовь перехлестывает за грани разумного - ну, на то она и любовь. Недавно в Московском международном доме музыки Международный же совет российских соотечественников купно с АНО "Мосзарубежцентр", созданным при патронате Департамента международных связей Москвы, при стечении публики и в присутствии мэра столицы решили выразить свою патриотическую любовь "русским иностранцам", несущим русскую культуру в глубь дальнего зарубежья, - им вручили хрустальные глобусы, заполненные российской землей.
Началось все вполне достойно замысла. Вести мероприятие пригласили актрису Марию Шукшину и вечно молодого певца и общественного деятеля Иосифа Кобзона (как выяснилось впоследствии, только его присутствие и искрометный юмор спасли торжество, превратив его из почти фарса в почти вечер юмора). Первый шарик с землей - "За вклад в мировую науку" - получил Роальд Сагдеев из США. Поздравить ученого вышел актер Михаил Козаков, который, как известно, тоже в некоторой части своей является зарубежным соотечественником, и, к удовольствию публики, прочел несколько стихов Тютчева. Но следующая "музыкальная пауза" после вручения шарика "За вклад в развитие русскоязычных СМИ за рубежом" закончилась не столь благополучно. Поднявшийся из-под сцены (под шутки Кобзона о рояле в кустах) рояль стал жертвой взволнованного пианиста. Юноша, аккомпанировавший коллективу теноров (поразивших зал исполнением песни про "лапти-да-дапти" в духе карикатурного шансона из фильма "Корона Российской империи"), в патриотическом трепете забыл закрыть переднюю крышку рояля. Инструмент под испуганные вскрики публики застрял под сценой, и люк у рампы так и остался открытым до конца мероприятия.
Дальше было еще веселей. На сцену поднялся струнный ансамбль под управлением Светланы Безродной. Дамам негде было сесть, они играли стоя, с ужасом глядя в разверстую дыру с роялем на дне и безбожно фальшивя. Мало того - в разгар исполнения совсем не смешного Чайковского зал взорвался хохотом: на сцену выскочил подсобный рабочий в робе и кроссовках, в свете софитов нырнул в дыру и, повозившись там, через минуту пробежал обратно, чтобы вернуться и снова нырнуть уже с тремя коллегами.
После всего произошедшего отечественные и зарубежные гости, включая мэра Лужкова и заместителя председателя правительства Галину Карелову, уже не смеялись, а постанывали. И когда Зураб Церетели перепутал номинанта "За вклад в русскую культуру и искусство" князя Лобанова-Ростовского со своим коллегой по почетному делу вручения награды и поздравил последнего, вспомнив об их долгом знакомстве. И когда в ответ на упоминание о нашем знаменитом соотечественнике актере Чехове видеорежиссеры продемонстрировали портрет его великого дяди. И когда Иосиф Кобзон, выразительно показывая на пресловутую яму, провозгласил, что "сейчас по сценарию для вас с большим удовольствием должна была выступить балерина Захарова, но она не выступит, а то вдруг вступит".
Но апогеем мероприятия стало хоровое пение. Депутат Госдумы Георгий Боос, народный артист СССР Иосиф Кобзон и мэр Москвы Юрий Лужков а капелла проникновенно спели песню на стихи Есенина "Не жалею, не зову, не плачу". Есенинское стихотворение, как известно, длинное, певцы устали, но все попытки зала из гуманности прервать исполнение поощрительными аплодисментами успехом не увенчались. Любовь - дело точное, и его надо доводить до конца.