Мнения разошлись. Те, кто провел этот вечер в "Ленкоме", покинули театр совершенно умиротворенными. Такого приятного, искреннего и одновременно короткого юбилейного вечера не было давно. Из тех, кто смотрел все то же самое по телевизору, довольных было значительно меньше. Думается, дело в том, что театр вообще очень редко поддается какому бы то ни было переложению, еще менее подлежит транспортировке по каналам электронных СМИ то, что в театре называют капустниками. Все, что вызывало смех, что было обаятельным для тех, кто понимает, с экрана телевизора совсем не кажется таковым.
Остается поверить на слово: 13 октября в "Ленкоме" было очень весело и очень хорошо. Не то что подъехать - подойти к театру было невозможно из-за обилия разводящих, которые руководили движением не только машин, но и пешеходов. Малая Дмитровка ждала высоких гостей. Высокие гости против обыкновения приехали вовремя: в окружении многочисленных джипов охраны к служебному подъезду подъехал "президентский" "Мерседес" - длиннее обычного и с российским флажком на борту. К удивлению многих, из бронированной машины выбрался не Владимир Путин, а Борис Ельцин, так и не расставшийся с символами президентского величия. Нынешний президент прислал телеграмму и указ о награждении Захарова орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Захаров - один из немногих деятелей театра, кто удостоен ордена в такой высокой "номинации" (до него заслуги второй степени обнаружены были, в частности, у Майи Плисецкой, Игоря Моисеева, Мстислава Ростроповича, Элины Быстрицкой, даже Юрию Любимову дали третью).
В партере сидели Юрий Лужков, которого в этот вечер благодарили со сцены наравне со Всевышним, Иосиф Кобзон, Олег Табаков с Мариной Зудиной, Александр Калягин, Александр Ширвиндт, Константин Бесков (его жена училась с Захаровым), Владимир Васильев, Геннадий Хазанов, Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский (Андрей Андреич приехал в театр с некоторым опозданием, прямо с самолета из Франкфурта), Эльдар Рязанов, Валентин Гафт, Галина Волчек, Михаил Державин, Михаил Жванецкий, Валерий Драганов, Игорь Кваша, Тельман Исмаилов, Михаил Куснирович, Владимир Кожин, Владимир Рушайло, Валерий Фокин, Владимир Спиваков, Маргарита Эскина, Максим Галкин, Алла Пугачева...
Марк Анатольевич просил актеров, взявшихся за подготовку юбилейного шоу, чтобы "не переэлектронили", то есть чтобы все торжество обошлось без лишнего шума и чтобы действо было по возможности недлинным. Олег Янковский, которого называют главным режиссером праздника, будто бы обещал. По краткости нынешняя церемония не сравнится ни с какой другой, даже с той, которая проходила 10 лет назад в условиях комендантского часа (те, кто остался тогда на банкет, устроенный в самом театре, рисковали остаток ночи провести в комендатуре). Сюжет юбилейного капустника известен всем, кто смотрел трансляцию по ТВ, которую дали в "футбольном режиме" - с часовым опозданием. Директор театра Марк Варшавер выезжает на сцену на красном лакированном автомобиле и зачитывает приказ о выведении всех актеров за штат и проведении нового набора. Александр Збруев, который сидел за баранкой директорского авто, напоминает, что пришел в театр за 10 лет до Захарова и по этой причине от кастинга отказывается. Другие, даже самые народные и заслуженные "покорно" принимают условия игры. Янковский старался и так и эдак - летал над сценой и даже выходил с выкрашенным в негритянский грим лицом, чтобы спеть про "шоколадного зайца". Инна Чурикова весьма элегантно соединила платье и кресло бабушки из "Игрока" с текстом Аркадиной. Александр Абдулов писал письмо, лишь чуть-чуть переделанное из чеховского, что "на деревню дедушке", - дедушке Захарову, с просьбой спасти его из телесериалов. И из любви к искусству даже - как когда-то в "Обыкновенном чуде" - превратился в живого медведя. Медведь был не единственным представителем живой природы - после того как "кончились" люди, начался кастинг животных. Все это сопровождалось ироническими комментариями худрука, взятыми, надо понимать, из разных репетиционных фонограмм.
Естественно, все закончилось "Аллилуйей" в исполнении Караченцова и Шаниной. И все бы завершилось простым выходом Марка Анатольевича, если бы не Юрий Лужков, который зачитал весьма остроумную, но несколько затянувшуюся речь.
Банкет ленкомовский по традиции проходил в "Праге", хозяин которой имеет давние дружеские и спонсорские отношения с театром. Многие гости с подарками и букетами в человеческий рост приехали прямо туда. После юбилея Захаров взял отгул, но в среду уже был на спектакле ("Плач палача", в декорациях недавней премьеры и сыграли капустник). Поток телеграмм к этому дню еще не пошел на убыль.