Место для презентации в центре Москвы, на Красной площади, было выбрано, может, и случайно, но правильно. Первый номер американского журнала National Geographic вышел ровно 115 лет назад, в октябре 1888 г. Первый русский номер этого же издания - в октябре 2003 г. Россия стала 24-й страной, читающей популярнейший журнал на родном языке. Каждый месяц его читают 40 млн. человек, которые автоматически считаются членами Национального географического общества США.
Соединение традиционной "англоязычной" тяги к открытию мира с американскими средствами фототехники и фантастической подачей сделали этот журнал в наглухо закрытом СССР маняще легендарным и притягательным. Недаром Дмитрий Шпаро сказал на представлении русской версии, что именно слухами об этом баснословном издании был подвигнут на собственные странствия и открытия. Никто ведь не поверит и не поймет, как в застойные времена приходилось додумывать иностранные фильмы, журналы, книги, пейзажи и города. Потом, когда в новые времена увидели все это воочию, многое разочаровало.
Но National Geographic оказался, как и обещал, совершенно мощным и живым изданием. Нет, не только изданием, - огромной структурой, которая выпускает журналы, книги, телепрограммы, спонсирует экспедиции и географические исследования, которые сама же потом и освещает.
Россия тоже была объектом съемок и экспедиций журнала. Нашей стране за все годы было посвящено 40 материалов, что немало, учитывая новаторский и одновременно энциклопедический взгляд, которым отличается NG.
Ну да ладно, все о прекрасном. Поговорим о презентации. Залы Исторического музея были забиты большой толпой, но устроители, казалось, были готовы к гораздо большему. Из VIP-персон, похоже, не было всех тех, на кого рассчитывали. Зашел по соседству из Мосгордумы Евгений Герасимов, председатель комитета по культуре. Григорий Остер и Эдуард Успенский выглядели заинтересованными не только представляемым американцами изданием, но обещанным ими детским географическим журналом - из той же серии.
Константин Эрнст общался с вице-президентом National Geographic Society Терренсом Адамсом по поводу демонстрации фильмов этой мощной корпорации по Первому каналу в удобнейшее для зрителей время, чем и привлек американцев в выборе между претендентами на показ.
Вице-президент издательской группы АСТ, которая выпускает роскошный русский вариант NG, Андрей Герцев вовремя вспомнил, что он еще и владелец галереи своего имени. А раз так, то, возможно, в Москву не зря приехал и знаменитый фотограф Эмори Кристоф, который сорок лет снимает для журнала. Выставка его фотографий еще потрясет Москву.