Федор Бондарчук: 'Терпеть не могу границ и классификаций'.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
- Федор, поздравляю вас с присуждением ТЭФИ - вы признаны лучшим ведущим развлекательной передачи - и сразу хочу спросить: что для вас "Кресло"?
- Работать на телевидении было внове, и продюсер Игорь Толстунов уговорил меня сразу. Чем мне интересна передача? Там много спортивного азарта. Я отнесся к ней не столько как к творчеству, сколько как к возможности достижения некой цели, это просто черта моего характера. Через год получить ТЭФИ - я свои амбиции удовлетворил.
- Удовлетворил - и...
- Нет, не заскучал, более того, подписался вести новое шоу на СТС под названием "Мечта". Если учесть, что канал СТС вторую неделю стоит на третьем месте по смотрибельности в стране...
- А сами вы смотрите телевизор?
- Да, смотрю. В машине.
- Выборочно?
- В основном музыкальные каналы, потому что мне по-прежнему нравится музыкальное видео, и я по-прежнему занимаюсь им. Огромное количество времени уходит у меня на съемки рекламы и музыкального видео. А потом, я это дело просто люблю.
- Пошли бы гостем к Толстой и Смирновой на "Школу злословия"?
- Конечно, мне нравится эта передача.
- Возвращаясь к ТЭФИ - на церемонии вручения ваша с Лазаревой пара была самой интересной из всех. Но поставить номинантов ведущими - похоже на пиаровский ход: ясно же, что при голосовании магнетизм и обаяние присутствия сработают в их пользу.
- Это не только ваше мнение, и в чем-то оно справедливо. Решение, кто будет ведущими, принимает канал, который показывает церемонию, - месяца два у них было, чтобы выбрать. Наверное, какие-то "за" и "против" у организаторов имелись. Это вопрос не ко мне - к ним. Я отказаться не мог.
- Как вам Евгений Миронов в роли князя Мышкина, тоже получивший ТЭФИ?
- Он - блистательный Мышкин! Блистательный! Я разделяю мнение Татьяны Дорониной, которая сказала, что он по праву встал в ряд великих актеров, игравших Мышкина до него.
- Да, поздравление Миронова Дорониной было самым теплым местом церемонии... А вы в "Даун-хаусе" играли себя в предполагаемых обстоятельствах?
- Во мне многое восставало против того образа Мышкина. Я должен был или войти в конфликт с режиссером, - и я не знаю, чем бы он закончился, - или принять его правила игры.
- Ругателям "Даун-хауса" вы возражали: существует право на эксперимент. Но из классического романа сделать анекдот... Анекдот как способ перевода Достоевского - это имеет право на жизнь?
- А почему нет? Все имеет право... Или возникает вопрос цензуры. (Холодно, с нотой неприятия.) Есть эпитеты и помимо анекдота - например, бурлеск. Или гротеск. Не все ругали фильм, публика разделилась надвое - одни ругали, другие обожали. Моя мама отнеслась к нему отрицательно, говорила: "Как ты мог принять в этом участие?"
- Не у каждого сбываются мечты детства. В детстве вы последовательно мечтали: быть каменщиком - собираетесь строить второй дом, солдатом - служили, таксистом - думаю, вы автомобилист, причем экстремал, мультипликатором - эксперименты в клипах с монтажом-звуком вполне за мультипликацию сойдут. Вы состоявшийся человек, да?
- Да нет, конечно.
- Как - нет?
- Меня интересует очень многое - времени на все не хватает.
- Вам легко живется на этом свете?
- Определенный период жизни, лет эдак восемь, мне жилось тяжело, поэтому те небольшие благости, которые судьба дает, я воспринимаю как награду за проделанный достаточно тяжелый путь.
- От режиссера до ресторатора... Что это - поиски себя? Так мальчик вы вроде уже взрослый. Жажда попробовать все?
- Да, и жажда, и поиски себя. Я не понимаю вашей иронии по этому поводу, "мальчик взрослый" - это что, плохо?
- Неплохо, просто жизнь - не такая большая, а непознанного - так много...
- Сами ответили на свой вопрос. Я бы и с парашютом прыгал, и серфинговал, если бы было время. И живописью бы занимался, и по дереву бы выжигал, и выставки устраивал. У меня нет времени.
- А в отпуске - рисовать, выжигать?
- Какой отпуск, я живу без отпусков!
- И как это физически?
- Физически пока здоровье позволяет. Единственное, что я успеваю, - это ходить в спортзал. Последнюю неделю спал по четыре, по два часа в сутки.
- Вы сознательно создали и поддерживаете образ брутального мачо?
- Это не ко мне, это к журналистам. (Неприязненно.)
- Как, это они его создали?
- Создал, наверное, я, а классификацию дали они.
- Открываете иногда ваш неофициальный сайт?
- Да, мне интересно.
- Цитирую из последних поступлений: "ФСБ - мачо и Джеймс Бонд в русском варианте", "ФСБ - олицетворение мужского, сексуального и в то же время романтического начала", "Такой типаж должен быть постоянно на экране. А то женщины забудут, как выглядят настоящие мужчины".
- Я должен это прокомментировать?
- Для вас важно быть модным?
- Модным? Нет, неважно.
- Я имею в виду внешний вид - вы, "как денди лондонский одет".
- Я не слежу за осенней коллекцией Дольче и Габбана, я не бегу в магазин с просьбой "позвоните мне, пожалуйста, когда поступит новая коллекция", у меня нет остервенения и мечты получить костюм, поступивший в Москву в двух экземплярах. Мне нравится себя ощущать так, как я себя чувствую внутренне, покупать вещи, которые мне нравятся, в которых мне комфортно, в которых я себя удовлетворяю.
- Завсегдатай тусовок - это производственная необходимость или вам просто нравится такой образ жизни?
- Я не завсегдатай тусовок.
- Но интернет пестрит вашим именем - был на этой презентации, был на той презентации, был на том вечере, посетил этот.
- Это полная чушь. Те люди, которые приглашают, сообщают: будет такой-то и такой-то. Но это не значит, что он был. Если вообразить этот мой тусовочный график - то я должен жить там. Нет, я никуда не хожу, а если хожу - то к близким друзьям. Или вот - собираю часы и на презентацию "Картье" пойду.
- Ресторанами обзавелись дохода ради?
- Да, и помимо того это еще очень приятный бизнес. Бывает бизнес - свечной заводик, к примеру. Доходно? Доходно. Но с утра отправляться на свечной заводик, проверять, как штуцер заходит за вентиль, - это неинтересно. А выбирать вместе с дизайнером цвет обоев и креатировать атмосферу, заниматься музыкой - это интересно и приятно.
- Ваши рестораны для кого - для "своих"? Для VIP"ов?
- Ни для каких не VIP"ов! (Возмущенно.) Нет там клубной системы, ходи, кто хочет!
- И в какую сумму обойдется ужин?
- В "Ванили" - 60-80 долларов на человека, в "Вертинском" пока 50-60.
- Говорят, вы сами копаете-сажаете у себя в Барвихе, это правда?
- Да. Очень люблю копаться в земле, деревья люблю сажать, мой пунктик - газоны. Места только мало развернуться. (Тон теплеет.)
- А собака у вас есть?
- Лабрадор Батя. Он на утку охотник, у него в ушах и между лапами перепонки, людей может спасать из воды. Это собака в ее лучшем проявлении, если Бог создал собаку - то это лабрадор.
- Дневник вы вели только в армии?
- А вы откуда знаете про дневник? Дневник я вел со школы, в армии он сперва на химзащите промок, а потом его украли. С тех пор не писал личного дневника, но сейчас опять начну.
- Пара ваших публичных высказываний меня озадачила. Цитирую: "Мне все равно, кому снимать, я дорогой режиссер". Как это? Снимете и политику К. для предвыборной кампании?
- Высказывание касалось музыкальных клипов - сделали из этого программное заявление! (Раздраженно.) К. - с удовольствием сниму, почему нет?
- Почему - да?
- Эта форма как называется? Реклама? А моя студия "Арт пикчерс групп" чем занимается? Рекламой. Грубо говоря, так: К. я сниму, а профашистской партии - не сниму. Есть и в музыке персонажи, которым не сниму. Мэрилин Мэнсон, например. Я бы потом еще ходил с батюшкой, офис освящал. Общечеловеческие крайности понятны, это даже не обсуждается. Есть принципы страны, есть общерелигиозные принципы, у меня двое детей и т.д. Это не чистое искусство, это коммерческий продукт, поэтому мне все равно, кому снимать - я выдаю хороший, качественный продукт.
- И вторая цитата из вас: "Я не разделяю рекламу, искусство и шоу-бизнес". За что вы так искусство?
- Еще одно "программное заявление". Как он посмел такое сказать! Объясню. Я терпеть не могу границ и классификаций. Некоторые негодуют - как режиссер может снимать рекламные клипы! Ты поди попробуй, сними. Надо полегче и посвободней к этому относиться. Из того, что я делаю, процентов 70 - эксперименты, которые идут в багаж для таких картин, как "Камикадзе" Месхиева, "Гололед" Брашинского, "В движении" Филиппа Янковского. Мне нравится экспериментальный кинематограф - время идет, способы, режиссерский инструментарий меняются.
- Но это же и вправду разные вещи.
- Какие это разные вещи?! Посмотрите ролик Мадонны с матадором. Вспомните рекламу банка "Империал" - это искусство?
- Это искусство.
- И посмотрите наше кино последних лет - бандиты, путаны, баксы. Искусство это? Кинематограф цитирует рекламные ходы, все вытекает друг из друга. Феллини снял гениальную рекламу итальянского банка, Линч до сих пор обожает снимать музыкальные ролики.
Впечатляющий рывок. Так что предупреждение "Русские идут!", которым в последнее время любят пугать друг друга наши зарубежные соперницы, - вовсе не пустой звук.
- То есть вершина любой продукции - есть искусство?
- Душа человеческая принимает или не принимает - вот и все. И знак плюс или минус, который несет то или иное произведение.
- Картина "В движении" слабенько напомнила мне балаяновские "Полеты во сне и наяву".
- Очень хорошо. Никита Сергеевич Михалков сделал следующее замечание: фильм - смесь "Дольче вита" и "Полетов...". Мы считаем его бриллиантом в нашем багаже - он собрал все мыслимые и немыслимые награды.
- А вот критик Даниил Дондурей считает, что тема существования очень замкнутого гетто удачливых детей, золотой тусовочной молодежи - неинтересна стране, хотя признает, что фильм сделан неплохо.
- Золотой молодежью раньше называли детей кинематографистов. На самом деле в нашем обществе ею были дети цеховиков, партийных работников, директоров пищевых магазинов, но ни в коем случае не дети бедных творческих работников. Тем не менее мы всегда почему-то были золотой молодежью - ею, наверное, и останемся. Если Дондурей посмотрит сценарий, никакой золотой молодежи там не было - был модный журналист. Что касается прокатной судьбы картины - мы ее раскатали очень хорошо. Показывают не критики, а цифры: сколько времени картина простояла в репертуаре, сколько людей ее посмотрело.
- А пример с "Возвращением" Звягинцева, которому не дают проката?
- Была идея сделать деголлевский закон о 30-процентном обязательном российском прокате, который я всячески поддерживаю. У наших прокатчиков нет желания вкладываться в российское производство, потому что у них есть обильный американский продукт, который делает им кассу. Если бы были поставлены некие жесткие рамки, хотя бы эти 30 процентов, - такая схема работала бы.
- Публика привыкла к спецэффектам, для нее кино - лишь латерна магика. И при обязательных 30 процентах не будут смотреть "Тельца".
- Не будут. Что надо сделать, чтобы смотрели "Тельца"? Есть компания "Роскинопрокат", которая связана с государством и которую возглавляет Виктор Глухов, занимающий должность замминистра культуры. Существует государственная программа, вопросы воспитания нации. Если этим занимается государство, частный сектор может и не париться над этим. А вот государство о своем будущем, о детях заботиться должно. Есть выделенные на это бюджеты, вполне могут существовать и государственные кинотеатры. Почему я, как прокатчик, который вложил свои деньги, должен поставить в репертуар Сокурова, который принесет мне убытки, - хотя я обожаю Сокурова и люблю "Тельца"? Это не я говорю, это прокатчик. Почему, если у нас есть фильмы, которые являются национальным достоянием, есть государственная политика воспитания молодежи... Сделайте прокат таких картин, это возможно.
- В качестве режиссера вы снимаете фильм "Девятая рота" - это военная тематика?
- Про реальную девятую роту, которая воевала и погибла в Афганистане, сценарий написал Юрий Коротков. Хотелось показать героя - представителя моего поколения. Нота, которую нашел Коротков: страна проиграла, а поколение нынешних 35-летних свою личную, внутреннюю войну - выиграло. Пока стоим, денег нет, сложный проект... Если до весны его не запущу - есть бюджет на хорошую большую картину, не такую масштабную. Меня раздражают вещи, которые я не могу довести до конца.
- Федор, вы человек не бедный, что бы вам не снять картину на свои деньги, раз уж такой расклад?
- Снимать на свои? Это неправильно. Можно, но неправильно при существующей прокатной системе. Кинотеатру отдай 50 процентов, посреднику-прокатчику - 30, производителю остается 20 процентов прибыли. Если бы бюджет "Роты" равнялся миллиону - еще бы обсуждалось, но бюджет равняется трем миллионам долларов.
- Исполнилось 10 лет расстрелу Белого дома. А где вы были в октябре 93-го?
- Там и был. Вместе со своим другом Юханом Саулем. Какие-то прутья мы таскали железные, арматуру, пилили их на маленькие кусочки.
- По прошествии этих 10 лет, осмыслении - так же бы поступили?
- Конечно. (Не задумываясь.)
- Не находите, недемократическая какая-то демократия у нас на дворе...
- Конечно, недемократическая демократия! Если завтра любой мент прямо с улицы может тебя посадить на такой срок, что разрушит всю твою жизнь, и ничего ты не сделаешь, если ты только не министр или депутат или если нет прямого выхода на министра или депутата. И неважно, сколько у тебя денег, - ты можешь завтра присесть на любой срок.
- Хватит о грустном. Нравится вам режиссер Альмодовар?
- Я его обожаю! "Все о моей матери" - гениальный фильм.
- А "Поговори с ней"?
- Да ну что вы! Великий режиссер. Второй великий для меня - Такеши Китано. Просто бог.