Под Парижем, в небольшом замке начала прошлого века, гордо именуемом Chateau des Forgets, прошел очередной, уже не первый в этих местах вечер русской культуры. Программу и организацию взял на себя один известный московский банк, соответственно на высоте был и список гостей и хозяев вечера: губернатор Самарской области Константин Титов, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, экономист Михаил Делягин, до недавнего времени работавший советником премьер-министра, банкир и политический деятель Александр Лебедев, главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов. Среди мастеров культуры особенно обращала на себя внимание большая "делегация" премии "Триумф", целиком финансируемой Борисом Березовским, буквально накануне салона в Шато де Форже получившим статус политического беженца. По лужайкам бродили Зоя Богуславская, Андрей Вознесенский, Давид Боровский (Боровский приехал из Парижа, где 23 сентября должна состояться премьера оперы "Саломея", которую он выпускает в "Опера Бастиль" вместе со Львом Додиным). Среди других мастеров искусств, приглашенных и приехавших из Москвы и Петербурга, были Эдвард Радзинский, Валерий Фокин, Андрей Петров, Дмитрий Бертман, Николай Цискаридзе, Светлана Сорокина, Татьяна Миткова. Из Парижа приехали известные у нас художники Олег Целков и Борис Заборов. Поскольку главной художественной приманкой вечера объявлена была презентация невиданной доселе компьютерной программы "Виртуальный мир Русского музея", руководство музея в Шато де Форже прибыло почти целиком.
Конферировать и провести аукцион, в ходе которого было продано несколько музейных каталогов и сувенирная продукция, выпущенная к недавнему юбилею, был приглашен народный артист России и председатель местного петербургского отделения Союза театральных деятелей Николай Буров.
Любопытствующие могли наконец подержать в руках книжищу, получившую высшую премию прошедшей Московской выставки-ярмарки, - изданный Русским музеем том "Санкт-Петербург. Портрет города и горожан".
Гуляли, любовались обширным парком, шутили (в частности, Зою Богуславскую поздравляли с обретением новой английской премии, взамен в бозе почившего английского Букера). Николая Цискаридзе, разумеется, атаковали вопросами относительно его готовности танцевать с Волочковой. И Цискаридзе отвечал утвердительно, весьма дипломатично при этом подчеркивая, что готов уважать способность балерины станцевать 12 номеров за один балетный вечер.
Эдвард Радзинский рассказал корреспонденту "НГ" о том, как готовится к выступлению в Концертном зале Чайковского: 3 ноября он перед публикой собирается поведать историю убийства императора Александра II. Алексей Венедиктов всем любопытствующим сообщал, что прямо из Парижа направляется в Афины, где ему предстоит встретиться с "шенгенским узником" Владимиром Гусинским.
После представления виртуальной прогулки по Русскому музею и - невиданный фокус - виртуальной же прогулки из одной поленовской картины в другую (из "Бабушкиного сада" - в "Московский дворик") гостей пригласили в дом, куда несколько парижских коллекционеров русского происхождения на своих собственных машинах привезли картины для однодневной частной выставки "Русский Париж".
Был, в частности, представлен щусевский портрет Павла I - картина 1797 года, написанная по личному заказу императрицы Марии Федоровны. Были и портрет Александра I кисти Боровиковского, и чудесное небольшое полотно "Павел Петрович представляет свою невесту Марию Федоровну матери Екатерине Великой". Были картины знаменитых на Западе Хаима Сутина, Лазаря Воловика. Работы последнего на выставку дали наследники знаменитого издателя Гржебина. Воловик в России почти неизвестен, хотя, по словам директора Русского музея Владимира Гусева, в их коллекции имеется четыре его работы. Владимир Гусев рассказал корреспонденту "НГ", что всюду, где теперь будут проходить выставки Русского музея, на память о выставке останутся образовательные культурные центры "Русский музей. История русского искусства в компьютере". Причем, по его мнению, те, кто побывал в виртуальном музее, еще сильнее желают потом "попасть в атмосферу музея, пообщаться с реальным произведением искусства".