Форма полковника 1-й гвардейской батареи, лента ордена Андрея Первозванного, непроницаемый взгляд спокойных серо-зеленых глаз, подтянутая фигура, безошибочно вписанная в пространство огромного (297х177 см) холста.
Таким увидели журналисты портрет Его Величества Государя Императора Николая Второго кисти Ильи Репина. 2 июня на пресс-конференции директора Эрмитажа Михаила Пиотровского это поистине монументальное полотно знаменитого русского живописца было передано музею АК "АЛРОСА" как дар городу на трехсотлетие.
О репинском парадном портрете последнего российского самодержца впору бы роман писать, настолько сложна, порой трагична и почти детективна его судьба.
Зимой 1895 года Репин получил заказ Министерства императорского двора исполнить парадный портрет императора Николая Второго для зала заседаний Государственного Совета в Мариинском дворце.
Молодой император изображен стоящим у стола, покрытого тяжелой скатертью. Письменный прибор на столе, бумага - все указывает на вполне определенный деловой характер портрета, который предполагалось разместить в стенах, где с 1884 г. и до февраля 1917-го вершилась судьба России. Там, где кроме Государственного Совета располагались также Совет министров Российской империи и Государственная канцелярия.
Помещенный в Мариинский дворец, украшенный прекрасной рамой со сложной и богатой резьбой, портрет более двух десятилетий находился в назначенном ему месте. Но в дни революционных катаклизмов он был вырезан из рамы, срезан с подрамника и вынесен из дворца.
Этот отрезок судьбы портрета на том и обрывается. Трудно было предположить, что в горниле революционных потрясений, когда рушились прежние устои и когда атрибуты низвергнутой власти в большинстве своем уничтожались, картина могла бы сохраниться.
С тех пор прошло немало лет. И вот в августе 1995 г. в Государственную Третьяковскую галерею обратился аукционный дом Альфа-Арт с просьбой провести экспертизу портрета императора Николая Второй с предположительным авторством Репина.
Неизвестный Репин - да возможно ли это?! Но стилистические и технологические исследования подтвердили авторство художника. Эксперты установили, что "портрет принадлежит к серьезным, значительным по своим художественным достоинствам произведениям Репина, имеет художественное, историко-культурное и музейное значение".
Оставалось лишь проследить судьбу портрета. Выяснилось, что картина была не утрачена, а тайно хранилась в частной коллекции, поскольку в 1920-е годы существовало негласное указание директивных органов уничтожить портреты императора и членов его семьи.
Долгие годы полотно переходило из рук в руки коллекционеров и просто любителей, оказывалось на помойке, обменивалось на двухкомнатную квартиру в центре Ленинграда, хранилось под ковром на полу и даже под линолеумом. Где здесь правда, где вымысел, сказать наверняка уже трудно. Известно лишь, что, несмотря на такие отнюдь не музейные условия хранения, до нашего времени картина дошла в очень приличном состоянии.
После установления авторства портрет был подвергнут деликатной реставрации. Тогда же, в 1995 г., картина была выставлена на аукцион Альфа-Арт и, по неофициальным данным, продана до аукциона за сумму около 100 тыс. долларов.
В 2002 г. она была выкуплена компанией "АЛРОСА" для передачи ее в дар Санкт-Петербургу в честь 300-летнего юбилея города.
- Когда мы стали решать, кому и как подарить картину, - говорит Вячеслав Щербаков, директор представительства компании "АЛРОСА" по Северо-Западу, - столкнулись с нашей российской реальностью. Если дарили бы городу, то вынуждены были бы платить все налоги, а это - весьма существенная сумма. А когда даришь музею, налогов нет. Почему нами был выбран Эрмитаж? По той простой причине, что в Русском музее уже есть два портрета Николая Второй кисти Репина. Этот же портрет, как нам кажется, мог бы занять достойное место в Георгиевском зале Эрмитажа, где стоит трон последнего императора России и где сегодня принимают самые высокие делегации со всего мира.
Санкт-Петербург