0
879
Газета Антракт Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

Огранка бриллианта безумия

Тэги: свиблова, фотография, выставки


- Ольга, вы живете почти в бешеном ритме, чем это вызвано?

- Это следствие производственной необходимости. Есть некое количество проектов, которые мы обязались выполнить. Это вынуждает нас работать и в выходные дни. Сегодня воскресенье, у нас рабочий день, а накануне мы разошлись в пять утра. У нас в работе восемь международных проектов. Это говорит о том, что наш молодой музей - осенью нам исполнится семь лет - сегодня серьезно востребован. В ситуации, когда благодаря нам русская фотография начинает входить в общемировой контекст, отрицательно отвечать на интересное предложение просто невозможно.

- Такая жизнь соответствует вашему темпераменту?

- Если учесть, что у меня сейчас сломано ребро и я бесконечно устала, мне хотелось бы отдохнуть. Моему темпераменту соответствует состояние, когда то, что я делаю, кажется мне осмысленным. Просто так я активность не проявляю. С большой радостью я замираю, смотрю вокруг, наполняюсь увиденным. Единственное, что меня удручает в моей жизни, это уменьшение возможностей видеть спектакли и кино, которое я очень люблю, слушать музыку. Разные искусства по-разному тебя наполняют.

- Почему вы занялись именно фотографией?

- Мы сейчас готовим огромную выставку русского современного искусства в Дюссельдорфе: там будут и фотографии, и инсталляции, и скульптура, и живопись. Я люблю фотографию так же, как люблю кино. Не важно, каким языком высказывается искусство, важно, чтобы это искусство было осмысленным и обладало энергетическим драйвом.

- Вас прежде всего интересует визуальное искусство?

- Не могу так сказать. Шестнадцать лет я была женой замечательного поэта Алексея Парщикова, писала статьи о литературе, занималась психологией искусства, опираясь на опыт поэзии. В каждом виде искусства точных попаданий бывает очень немного. Когда судьба дает тебе возможность войти в контакт с избранными произведениями, это счастье. Меня не все радует: я не люблю искусство в целом, я не люблю людей в целом, я люблю отдельные явления, которые представляются мне значительными.

- А каков критерий? Как, например, вы отделяете посредственную фотографию от замечательной?

- Профессиональный шофер должен не только хорошо водить машину, но и знать, как она работает. Я профессиональный куратор, моя способность видеть базируется на большом опыте и знаниях. Я опираюсь на свои личные чувства, но они подпитываются тем, что я вижу ситуацию и изнутри, и снаружи, и в исторической перспективе, и в актуальном контексте. У куратора, музейщика должен быть глаз, но он может подвести, если за ним не стоит чувство. Марина Цветаева говорила: думать можно всегда, даже за чисткой рыбы, а для чувства необходимо определенное время и состояние. Я предпочитаю смотреть работы ночью, когда не звонят телефоны и никто тебя не отвлекает.

- Довольно широко распространен аргумент: это не фотография, а, допустим, кич.

- Таких аргументов я не понимаю. Фотография - это техническое средство выражения, это одно из медиа, посредством которого сегодня разговаривает искусство.

- Таким образом, фотография - это все, что существует на фотобумаге?

- Конечно. При минимальной технической тренировке современная фотография дает нам возможность максимально передать свое видение мира, свой внутренний мир. Естественно, если этот мир есть.

- Вы фотографируете?

- Да.

- И как вы оцениваете свои работы?

- Никак, для меня это развлечение. Иногда мне кажется: что-то получилось. Но потом я все это честно теряю.

- Но, может быть, когда-нибудь вы соберете свои работы и выставите их?

- Никогда. Лучше, чем фотография, у меня получается документальное кино, мои фильмы получили самые высокие награды на фестивалях, определяющих уровень кинодокументалистики в мире. Я могу сделать качественный художественный продукт, но в искусстве меня привлекает бриллиант безумия, не думаю, что я могу его произвести. Но я могу его заметить - это тоже дар. Думаю, я приношу больше пользы, помогая другим людям. Художественный процесс - это большой контекст, который необходим для того, чтобы на его фоне возникали экстраординарные явления. По большому счету меня интересуют только они. Но для того чтобы бриллиант засверкал, ему нужна огранка. Я помогаю этой самой огранке.

- Что такое сегодня российская фотография?

- Это очень живой и бурно развивающийся процесс. Мы делаем все для того, чтобы он вошел в общемировой контекст. Очень многое было потеряно за годы изолированности, у нас только недавно стали возникать серьезные институции. Если в стране нет сильной армии, разговоры о боеспособности бессмысленны. Если в стране, претендующей на роль культурной державы, нет крепких художественных институтов с хорошей организационной, материальной и креативной базой, в условиях открытых границ таланты быстро перемещаются за рубеж. Сейчас мы занимаемся возвращением нашего культурного наследия. У нас принято впадать в традиционные российские разговоры о нашей культурной провинциальности, в то время как нужно понять, что в культуру необходимо вкладывать серьезные средства и проявлять терпение. Тогда и деньги вернутся, и таланты будут работать дома.

- Бытует мнение, что у нас сложились некие мафии - балетная, театральная, художественная и т.д. Можно ли говорить о подобном явлении в мире фотографии?

- В данном контексте слово "мафия" я воспринимаю иронически. Есть международное сообщество профессионалов. Мир очень узок, все сильные люди в искусстве, как и в любой другой области, знают друг друга. Безусловно, группа профессионалов многое решает, к ее мнению необходимо прислушиваться. Кто-то говорит о мафии, а я склонна говорить о содружестве профессионалов, некой корпоративной этике и политике.

- О мафии говорят потому, что корпорация может продвинуть сомнительный талант, а настоящий попридержать.

- Это ерунда! Такими иллюзиями питаются бездарные закомплексованные люди. Профессионал работает с тем проектом, у которого есть потенция. Если куратор не самоубийца, он никогда не станет пользоваться никакими критериями, кроме профессиональных. Иначе твое пребывание в том, что вы называете мафией, прекратится. Сильные люди видят сильных людей! Жан-Мари Перье снял огромное количество звезд, но он сделал это по-особому: его личные качества позволяли ему быть равным тем, кого он снимал, они были из одной тусовки. Именно поэтому его фотографии живут и продолжают нас интересовать.

Если мы говорим о профессионалах, то никто не станет рисковать своей репутацией ради какого бы то ни было идиотского резона. Эти подозрения бродят в головах людей, которые вместо стремления добиться всего своим трудом тявкают что-то о несовершенстве мира. Если разобраться в том, что тебе дано природой, и попытаться этот талант приумножить, ты обязательно попадешь в свою мафию: будешь пекарем в мафии пекарей, аптекарем в мафии аптекарей, художником в мафии художников...

- Почему фотография так популярна?

- В ней есть два важных, на мой взгляд, свойства. Первое относится к любому визуальному искусству - это авторская позиция и возможность высказать свое отношение к миру. И второе: фотография консервирует историю, а история востребована всегда. На полноту, с которой фотография аккумулирует историю, не способен ни один вид медиа. Документальная кинохроника, которую я обожаю, не менее важна, но с ней гораздо труднее работать. Фотографии легче отобрать и презентовать, различные их компоновки позволяют тебе высказаться на разные исторические темы по-разному: элегически, критически, иронически и так далее. Фотография не только сохраняет атмосферу и аромат эпохи, но и привносит элемент эмоциональности. На аукционе может за дикую цену продаваться, скажем, автограф Николая II, но этот автограф говорит нам гораздо меньше, чем фотография Николая II или фотография, сделанная им. Кроме того, сегодня фотография позволяет нам ощутить, что мы живем в истории. Вместо того чтобы искать национальную идею в кустах, гораздо лучше восстановить фотолетопись собственной страны и продолжать фиксировать ее сегодняшнюю жизнь. Каждый из нас, беря в руки либо "мыльницу", либо супераппарат, относится к окружающему миру со значительно большим вниманием, оценивает его и переживает происходящее гораздо острее, чем в обыденной жизни. Здесь заложен большой психотерапевтический эффект. Поэтому фотограф - профессия долгожителей. Большое счастье, когда ты можешь отрешиться от суеты и с помощью фотоаппарата отрефлектировать, что есть я и мир вокруг меня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1544
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
965
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
688
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
950

Другие новости