0
1665
Газета Антракт Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

Антиюбилей состоялся

Тэги: вознесенский, юбилей, празднование


вознесенский, юбилей, празднование Цветы к ногам кумира.

"Вознесенский- 2003" - так называлось действо, на которое позвал Андрей Андреич своих гостей, чтобы те, в свою очередь, имели возможность поздравить его с юбилеем. Проходило действо в Концертном зале имени Чайковского, где Вознесенский выступал многажды, а вот праздновал день рождения - впервые.

"Это первый день рождения, который я справляю публично. До того я прятался, как Пастернак", - сказал А.А. потом, как будто извиняясь тем самым за некоторую взбалмошность концертно-поздравительного "сюжета" и за свою неопытность в юбилейном жанре.

Перечислять почетных гостей - занятие трудное и долгое, так как в этот раз почетные и знаменитые сидели не только в партере, но и в первом и во втором амфитеатре. За огромным букетом белых роз было почти не разглядеть президента Академии художеств и соавтора Вознесенского по знаменитому в Москве памятнику русско-грузинской дружбе на Тишинской площади - Зураба Церетели. Павел Бородин принес не менее увесистый букет роз багровых. В одном ряду, бок о бок сидели два бывших министра одного правительства - Козырев и Сидоров.

Кроме коллег по цеху старшего поколения - Беллы Ахмадулиной, Юнны Мориц, Риммы Казаковой, Андрея Дементьева, Евгения Рейна (Евгения Евтушенко не было) - присутствовали представители "младшего": Татьяна Бек, Олег Хлебников, Дмитрий Александрович Пригов, Игорь Иртеньев. Из братьев-прозаиков были замечены Андрей Битов, Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Александр Кабаков. На вопрос "Что для вас личность Андрея Вознесенского?" Кабаков ответил: "Вся жизнь начиная с 55-го года, это вся моя жизнь!" Чуть иначе сказал кинорежиссер Вадим Абдрашитов: "Это целая эпоха, совпавшая с моей юностью, абсолютно новый мир, не только поэтический. Сквозь него просвечивало наличие какого-то нового будущего мира, и до сих пор, когда я вижу и слышу Вознесенского, это ощущение возникает".

Хотя количество VIPов на квадратный метр зашкаливало, зрительный зал поражал своей разнородностью, разновозрастностью и демократизмом. Посмотришь направо - Игорь Шабдурасулов... Классическая старушка в платочке, откуда только взялась? Посмотришь налево - два экс-министра, Марк Захаров, негритянка средних лет. Посмотришь прямо - Евгений Бунимович, Владимир Познер... Два мальчика лет восьми.

В фойе под вспышки камер и "Алиллуйя любви, алиллуйя!" именитая публика целовалась и переговаривалась, давала интервью и раздавала автографы. Известная пара Евгений Киселев - Маша Шахова не то украшали, не то расцвечивали пространство: она - огромным пронзительно-розовым пионом на груди, он - сочетанием рубашки в веселенькую разноцветную полоску под синий клубный пиджак.

Начали с 20-минутным опозданием, почти сразу, как в зал вошел и занял свое место министр культуры Михаил Швыдкой.

...Лазерный луч начертил в воздухе книгу и принялся ее листать. Замелькали видеомы и шутки А.А. - только успевай улавливать и усваивать. (Потом уже Захаров и Караченцов на мелодию из "Юноны" и "Авось" пропели куплеты, в которых поздравили А.А. с тем, в частности, что Хрущев в свое время не видел этих "инсталляций".) На словах "Антиюбилей - значит, пей!" - на сцену вышел юбиляр (в белом пиджаке и синей рубашке). Зал поднялся и не просто зааплодировал, а устроил долгую овацию кумиру, как верно определил поэта в своей поздравительной телеграмме президент Путин. А.А. вспомнил кстати о вопросе Сталина после того, как публика стоя приветствовала Анну Ахматову: "Кто организовал вставание?"

Поэт начал вечер стихотворением "Васильки Шагала". А потом на сцене играли, пели, читали стихи люди, любимые виновником торжества. "Фоменковцы", Валерий Золотухин, Алла Демидова, Борис Гребенщиков... Совсем юная звезда мюзикла "Нотр Дам" Теона Дольникова и вечно юный Александр Ширвиндт. Лауреат премии "Триумф" виолончелистка Наталья Гутман и пародист Максим Галкин. И время от времени скромно выходил откуда-то из-за кулис сам юбиляр и читал стихи, какие ему хотелось, - от "Ты меня на рассвете разбудишь..." до "Точно гоголевский шнобель над страной летает мобиль" ("Ода мобильному телефону") и "Русь, куда несешься ты? Дай ответ в интернет" (поэма "РУ"). И, конечно, - "По утрам надев трусы, не забудьте про часы".

Валерий Золотухин поздравлял от Таганки (спел запрещенный в свое время "Реквием" на музыку Шнитке). Олег Табаков, как впоследствии и Олег Меньшиков, прислали виртуальные поздравления. Табаков, который в этот вечер играл в "Кабале святош", верно заметил, что "мало кто, как Вознесенский, выдержал смену социально-политического строя".

По-видимому, отсутствие опыта празднования предыдущих юбилеев, вероятно, на подсознательном уровне требовало компенсации, и потому в один вечер решили включить все, что накопилось за долгие годы то нараставшей, то чуть-чуть остывавшей, но все равно непреходящей народной любви. В половине одиннадцатого случился второй, уже незапланированный антракт, когда публике предложили чуть-чуть подождать, пока на сцену вынесут пульты и стулья для симфонического оркестра, банкетки для хора, которые исполнили несколько номеров из нового сочинения Алексея Рыбникова "Оперный дом" (если планы не изменятся, его поставит на следующий год в "Ленкоме" Марк Захаров).

В середине второго действия А.А. решил поблагодарить тех, кто помог этому вечеру состояться, и, в частности, Павла Бородина, который тут же и поднялся на сцену, чтобы наконец выступить и поздравить не от руководителей республики (по его собственному выражению), а наконец - на союзном уровне. Бородин много шутил, сказал, например, что Вознесенского "все знают, как и меня", после чего все, кто имел при себе букет, потянулись к сцене.

А в общем, не считая поздравительных речей, вечер мало походил на классическое юбилейное торжество. Как-то все происходило очень мило и непафосно. Как сказал Владимир Познер: "Все было очень достойно. Человек особой пробы, и вечер ему соответствовал".

Оригинальными оказались и юбилейные подарки: Тонино Гуэрра подарил Андрею Андреевичу свой рассказ, Владимир Вишневский самого себя в виде деревянной расписной матрешки. А от своего любимого артиста Олега Меньшикова, который присутствовал визуально - на экране со сборником мэтра в руках под названием "Шар-пей", - юбиляр получил в подарок очаровательного маленького щенка шарпейчика (его вручали родители Олега).

Так, впервые публично, отметил свой день рождения самый, возможно, великий поэт современности. И уж точно - самый сложный поэт поколения шестидесятников. Тот, про которого когда-то сказал Пастернак: "Я страшно рад, что дожил до вступления Вознесенского в литературу".

Пришедшие поздравить Андрея Вознесенского с юбилеем выстраивались в очередь. Родители Олега Меньшикова преподнесли юбиляру маленького шарпейчика.
Гости были знатные - Вадим Абдрашитов, Евгений Попов, Светлана Васильева, Александр Кабаков.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1257
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
983
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
892
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
648

Другие новости