Говорят, что новое здание для московской галереи "М'АРС", которая тут же стала одноименным Центром современного искусства, строили чуть ли не 20 лет. Построенное производит, однако, величайшее впечатление. В тихом переулке между Трубной и Сретенкой мощная галерея в три этажа, в десять залов, со стеклянными потолками, переходами - все это даже в свежеустроенном виде выглядит более чем солидно. Наши художники к такому хай-классу еще не привыкли.
Для открытия "М'АРС" приготовил проект Art Digital, или, говоря по-русски, цифрового компьютерного искусства. Это и огромные фото, переведенные на холст, и небольшие рисунки, увеличенные компьютером до раблезианских масштабов. Пестрая и многолюдная толпа, собравшаяся на открытии галереи, очень удачно вписалась в висящие на стенах картины, как бы составив с ними одно целое - для новой съемки.
Работы, висящие на стенах "М'АРСа", словно предлагали зрителю вступить с ними в тонкие, а подчас интимные отношения. Чего стоят хотя бы огромные портреты прослезившихся мировых политических лидеров, сделанные чехом Иржи Давидом. Вот и выходит, что какая-нибудь девушка гладит по голове, утешая плачущего Путина, поэтесса Татьяна Щербина вцепляется в бороду бен Ладена, живущий в Германии художник Брусиловский рыдает вместе с российским президентом, а русский писатель Асар Эппель не прочь выпить на брудершафт с премьер-министром Ариэлем Шароном. Фидель Кастро с изумлением смотрит вслед ревизионистской поросли. И все обходят бочком Саддама Хусейна.
По себе знаю, насколько компьютерное искусство демократично, поскольку заразительно. А демократия, как известно, есть атавизм нашего происхождения из разночинных обезьян. Огромные и легко воспринимаемые холсты, висящие на стенах, словно наделяют помещенную в них светскую тусовку в особое художественное измерение, готовое для нового освоения - второго порядка.
Рискну предположить, что вскоре цифровое искусство подобного рода станет неотъемлемой частью интерьера для протекающей в нем светской жизни. Уверен, что даже в салоне мадам Шерер оно не было бы лишним.