- Светлана Евгеньевна, вам нравится, когда вас называют "женщина-космонавт"?
- Я нахожу такое словосочетание глупым. Это во времена становления советской космонавтики действительно были важны и пол, и социальное происхождение, но, когда в 1980 году я пришла в отряд космонавтов, это все уже не имело большого значения.
- Очевидно, когда употребляют это словосочетание, делают упор на то, что огромные физические и психоэмоциональные нагрузки, связанные с космическим полетом, просто не по силам обычной женщине.
- После работы в качестве летчика-испытателя физические нагрузки в космонавтике не показались мне особенно большими. Куда более серьезным испытанием для моего организма были занятия высшим пилотажем или воздушной акробатикой. Вот там действительно физические нагрузки - максимальные. Что касается психофизических нагрузок - да, действительно в космонавтике они есть. И космонавт просто обязан обладать психоэмоциональной устойчивостью, уметь справляться с длительными стрессами. В противной ситуации - все как на земле: вылезают разные болячки, могут быть нервные срывы. Но уже доказано наукой и самой жизнью, что как раз психофизические нагрузки женщина умеет держать лучше, чем мужчина. Практика американских космических полетов (у нас, к сожалению, женщины летали в космос редко) это тоже подтверждает. Я по крайней мере не знаю ни одного случая психоэмоционального срыва у женщины, а вот у мужчин такие срывы были. Конечно, мужчины летают больше, но тем не менее┘
- Что показывает практика смешанных и однополых полетов, какой экипаж лучше способен решить задачу?
- В мой первый полет ученые искали ответ и на такой вопрос: что будет с работоспособностью экипажа, повысится или упадет? Выводы были однозначные, всеми зафиксированные - работоспособность смешанного экипажа выше. Присутствие женщины мобилизует мужчин-космонавтов. Если при этом, конечно, женщина сама работает с мужчинами на равных. Американцы очень скоро пришли к выводу, что и психологическая обстановка в смешанном экипаже заметно благоприятнее. Сегодня у американцев редкий полет обходится без женщин.
- Почему же у нас мало женщин в космонавтике?
- Существует легенда, что после первого женского полета Сергей Королев сказал, что "больше женщин-космонавтов не будет". Валентин Глушко хотя и был ближайшим соратником, а также ближайшим другом Королева, придерживался иной точки зрения. Глушко, - главный "двигателист" нашей страны, мы до сих пор летаем на его двигателях, и американцы, кстати, тоже не обошли вниманием его открытия. Так вот, Глушко, заняв место Королева, неоднократно говорил, что женщины могут работать в космосе не хуже, а даже лучше мужчин. Узнав, что американцы стали готовить женщин для своих космических полетов, он добился, чтобы женская программа заработала и в России. Но, к сожалению, он ушел из жизни, и все благие начинания благополучно свернули. За месяц до старта вдруг сняли с полета мою дублершу под предлогом, что она┘ второй раз замужем. Еще при жизни Глушко планировали послать в космос женский экипаж. Ну а после смерти Глушко новое руководство в лице Семенова и Рюмина женские полеты не поддерживало.
- Но ведь Валерий Рюмин - сам космонавт?
- Это не помешало ему говорить, что "космонавтика - это не женская работа", а "Савицкая - всего лишь исключение... хорошо поработала, потому что у нее отличная подготовка". Выгодная позиция. Правда, потом, когда его вторая жена захотела слетать, женская программа появилась. А когда жена "отлеталась", программу закрыли.
- Политика - это для вас экстремальный вид занятий?
- Нет, совсем нет. До ухода в политику я много занималась общественной работой. Политика - это желание что-то сделать полезное для других. Политика после госпереворота (так я называю развал СССР) - это еще и возможность хоть как-то противостоять разрушению страны. Работа депутата - это ведь не только нажимание кнопок, это еще и работа с конкретными избирателями в округе. Если раньше на депутатский запрос обязаны были реагировать, то сегодня тебе могут мило улыбаться и ничего при этом не делать.
- Что вас сегодня беспокоит в космической отрасли?
- Одно из первых решений Егора Гайдара осенью 1991-го - запрет российским банкам финансировать предприятия космической отрасли. Мне, тогда еще депутату Верховного Совета СССР, вместе с моими коллегами-единомышленниками пришлось приложить немало усилий, чтобы разблокировать это решение. То есть попытка развалить космическую отрасль была предпринята еще в 1991 году. Довели лидирующую отрасль до того, что она стала задыхаться. Потом стали продавать отечественные наработки, ноу-хау, даже оборонные секреты за рубеж, отдавать за гроши, за взятки, за подарки. В итоге заключили совершенно невыгодные для страны договоры по космическим исследованиям с американцами, потому что вмешалась политика. Черномырдину надо было лететь в Америку с визитом, надо было что-то важное подписать┘ Поехали, потусовались, демонстративно, "красиво" подписали крупное соглашение по космической станции "Мир", для нас ущербное. Дальше вам все известно. Станцию утопили в угоду американцам. Сегодня такая политика продолжается. Заключаются новые соглашения, в которых опять же наши экономические интересы недоучтены, недооценены. Сегодня, когда у американцев форс-мажорные обстоятельства, Коптев и Семенов жалуются, что американская сторона денег не дает, а мы возим американцев. Почему не везем на станцию наших, почему не везем платных туристов? Почему американцы предлагают нам оплатить полет как туристический? Мы ведь берем сейчас на себя их нагрузку, так что все это обсчитывается экономически. Так почему мы должны заниматься такой "благотворительностью"? Очевидно, наше космическое руководство очень крепко "завязано" с американцами. У некоторых уже и семьи живут в Америке. Вот только интересы всей остальной России┘