О новом романе Дмитрия Быкова "Орфография" критики уже пишут взахлеб. Роман выдвинут в шорт-лист премии "Национальный бестселлер", и список претендентов таков, что Быкову, вполне возможно, светит лауреатство. А впереди еще куча других премий.
Но мы расскажем о книге не как о литературном, а как о светском событии. Начнем, понятное дело, с презентации "Орфографии", устроенной издательством "Вагриус" в клубе-кафе "Консерва" в одном из Кисловских переулков за Консерваторией.
Поскольку действие романа происходит в 1918 году, когда большевики решили изменить революционным путем русскую орфографию, изъяв, в частности, букву "ять", антураж презентации был соответствующий: на столах вобла, сухари из черного хлеба, пачка папирос, гитарист играл то ли что-то декадентское, то ли бандитское, то ли революционное.
Во-вторых, светскость события заключалась в присутствии Виктора Шендеровича, редакторов журналов "Медведь" Игоря Свинаренко и "Октябрь" Ирины Барметовой, писателей Наума Нима, Александра Житинского и Ольги Новиковой, известных литературных критиков, а также редакции еженедельника "Консерватор", где в последнее время активно работает Дмитрий Быков, почти в полном составе.
Все говорили слова об "Орфографии" Быкова. Говорила редактор книги Елена Шубина, сократившая и без того едва влезшую в твердую обложку книгу на целую треть. Говорил Виктор Шендерович, прежде любивший стихи Дмитрия Быкова и его самого, а теперь еще и его прозу. Говорил актер, читая два отрывка из книги. Наконец слово предоставили автору.
И вот тут выяснилось, что роман "Орфография" - это еще и само по себе не чисто литературное, но и светское событие. Начать с того, что прототипом главного героя, взявшего себе литературный псевдоним Ять и после реформы большевиков ощутившего себя упраздненным ими, Дмитрий Быков назвал присутствующего здесь Виктора Шендеровича.
Да, да, оказывается, он имел в виду не только давние события 1918 года, плотно нашпигованные в романе реальными историческими персонажами. Но и недавнюю историю с НТВ, с охотой на свободу слова и либеральную интеллигенцию. Внешне автор списал Ятя с известного кинокритика Андрея Шемякина, внутренне - с не менее известного Виктора Шендеровича. Либералы, мол, трепыхаются, а власть умело упрощает жизнь, сводя к общенародному минимуму. И вышло, что и многие другие герои этого огромного романа имеют своих прототипов не только в прежней, но и в нынешней светской тусовке.
То-то будет скандалов, когда книгу Дмитрия Быкова прочитают┘