Фотограф Жан-Мари Перье на фоне своих работ.
Фото автора
- Шестидесятые годы и наше время - разница очень велика. Какое время вам нравится больше?
- Я больше люблю шестидесятые. Потому что тогда я был юн. И все были юны. И мы не думали, что все это - всерьез. Сегодня это выглядит уже не так весело... Люди поняли, что в этих фотографиях есть определенная ценность. Людям нравится смотреть на них сегодня, потому что это напоминает им старые времена. Но ни один из этих снимков не делался как искусство. Это не искусство! Это развлечение. Шоу.
- Все выставленные снимки были сделаны для журналов?
- Только для журналов! Они были заказаны журналами. Я никогда не делал снимки для себя.
- Как вы начали работать для журналов?
- В 1956 году я стал ассистентом фотографа Даниэля Филиппаки...
- Самого Филиппаки!
- Да. Он был фотографом мод для "Мари Клэр". Я работал с ним и с Табаром два года. И ушел. 18 лет от роду я уже работал на "Пари-матч".
- Каков был принцип вашей работы со знаменитостями? Как вы нашли свой собственный способ это делать?
- Самое важное - сделать так, чтобы знаменитости хорошо выглядели. Меня совсем не заботит, опознает ли публика мой стиль. Меня даже не интересует, есть ли у меня стиль... Но если человек приходит в твою студию, значит, он доверяет тебе. А суть моей работы состоит в том, чтобы этот человек выглядел хорошо! Вот и все.
Я не забочусь о том, знают ли люди, что именно я сделал снимок. Это не вопрос моего "паблисити". Поэтому мне кажется довольно забавным то, что открыли мою выставку. Я об этом никогда не думал. Все снимки делались для журналов. Журнал живет всего лишь неделю, а на следующей неделе в него уже можно заворачивать рыбу. Или цветы...
- Но сейчас фотография для журналов считается искусством...
- В фотографии для журналов публика действительно видит искусство. Но это очень опасная вещь - искусство.
- Почему?
- Потому что люди думают, что это - серьезно.
- Может быть... Я думаю, что люди смотрят на снимки, чтобы посмотреть, кто на них изображен. Кто там сидит на кресле? И т.д. А кто ваша лучшая модель - из знаменитостей?
- Мик Джаггер. В те времена этот парень был необыкновенной редкостью.
- Что значит "редкостью"?
- Это значит, что он был необычным, у него было очень новое лицо. Когда Мик Джаггер появился, все считали его уродом. И никто не видел в нем красивого человека. А я считал, что Мик Джаггер необыкновенно хорош. В шестидесятые его лицо лучше всего выражало агрессивность молодежи. Вот почему он нравился мне больше всех остальных.
- То есть он был типичен...
- Да, он был типичен. Можно сказать, что в образе Мика Джаггера была выражена агрессивность всей планеты... Еще я любил делать фотографии Жака Дютрона.
- Шестидесятые - это рок-движение, контркультура, авангард, протест... Вам не кажется, что сейчас все это выглядит слишком официально, респектабельно?
- Это забавно! Смешно видеть, что люди думают, будто это официальное искусство.
- Вы начинали с "прямой" фотографии. Сейчас вы занимаетесь в основном портретом. И - доделываете старые снимки на компьютере.
- Да, все снимки, что я сделал, я поместил в компьютер и... как бы это сказать... переделал "дизайн" всех этих картинок шестидесятых. Они лежали у меня в ящиках годами - где-то во Франции, и когда я взялся за них сейчас, то у меня оказалось много работы. Год у компьютера, чтобы вернуть снимки обратно на сцену!.. Знаете, что самое смешное! В шестидесятые было трудно предположить, что этот род фотографий будет иметь какую-либо ценность. Я просто сделал их, а потом засунул куда-то. И только недавно меня спросили: почему ты не сделаешь альбом или еще что-нибудь? Так что мне пришлось поработать, чтобы эти снимки снова выглядели хорошо.
- А какой род фотографии вам нравится больше? Репортажная или студийная?
- Обо всех снимках, которые я сделал, я думал до съемки. Когда человек приходит в студию, я делаю фотографию очень быстро, потому что всегда знаю, что хочу сделать.
- Вы готовы в Москве фотографировать русских знаменитостей?
- Я мог бы сделать фотографии молодых рок-звезд. Но мне 63 года! Наверняка есть 25-летние парни - такие же, каким я был когда-то. Они могут это сделать лучше. Мне не нравятся люди моего возраста, которые пытаются угнаться за модой. Я думаю, это глупо.
- Вы дружили с теми, кого фотографировали?
- Дружил со многими... С Джонни Холлидеем, с Жаком Дютроном... Мика Джаггера я не видел уже очень давно, но когда я встречал его в Нью-Йорке или в Париже, он был очень мил со мной, потому что многое мы пережили вместе за 20 лет. 20 лет я был рядом с этими парнями из Rolling Stones...
- Как вы познакомились с Джаггером?
- Ну, это было в самом начале. У группы Rolling Stones тогда еще не было записей. Франсуаза Равин сказала мне: "Есть один парень в Лондоне... Ты должен встретиться с ним". Я их увидел и сразу сказал: "Парни, я хочу сделать вашу фотографию..." После этого мне оставалось только следовать за ними. Это было моей удачей - оказаться там в самом начале.
- Так что фотографу надо обладать интуицией?
- Да. Нужно чувствовать людей...