Если кто не знает, важная сторона светской жизни - это вернисаж какой-либо выставки. Тут тебе и общение с милыми сердцу людьми, тут тебе и нечто прекрасное, сопровождающее фоном твое скольжение туда и сюда. Тем более когда этот фон составляют претенденты на Государственную премию в области изобразительного искусства, занявшие просторные залы Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Тут, понятно, так и прет разнообразие. От русских березок, имя авторов которых неизвестно, а любовь к родине безгранична, - до космополитических абстракций и инсталляций. Где-то посередине - живопись Ирины Затуловской, выдвинутой галереей "Ковчег". Рядом с ней смачные скульптуры Лазаря Гадаева, рядом с которыми так и снуют светские фотографы, объединяя неживое прекрасное с какой есть людской порослью.
При этом каждый из художников так и норовит представить свою выгородку в качестве единого художественного пространства. Хорошо Ольге Победовой-Рукавишниковой - у нее строгие формы стекла, соединенные в причудливые инсталляции, которыми уже заинтересовался "Газпром" как визуальным символом своей невидимой миру продукции. Ольга и специальные трубы-цилиндры соорудила для каких-то там математических гармоний алмазной огранки и световых преломлений. То-то радовались фотографы, когда академик живописи Татьяна Назаренко полезла по самой настоящей пожарной лестнице, чтобы заглянуть внутрь. А муж Ольги Победовой поэт-рецептуалист Слава Лен, заимствовав на время из произведения жены красный конус, изобразил собой инсталляцию супруга в художественной готовности.
Но все внимание, конечно, обращено к скульптурам Александра Рукавишникова, получившего всенародную известность несбывшимся Примусом на Патриарших. Его скульптурный портрет создателя борьбы дзюдо японца Дзигаро Кано представлен авторской копией. Жюри Госпремии, видимо, не будет протестовать из-за нарушения правил экспонирования, поскольку оригинал находится в кабинете президента Путина. Отсюда и решайте, кто станет лауреатом.
Но дело в конце концов не в этом, не в жалких 3000 МРОТ, на которые, как ежу понятно, даже зажигалки для настоящего-то художественного примуса не соорудить. Дело в самой экспозиции, на которую глядит народ, обсуждают искусствоведы, рецептуализируют тусовщики. Как сказал в личной беседе известный художник Владимир Брайнин: "Игорь, пора и мне в следующем году выдвинуться на Госпремию. Не в премии дело, а в том, что ты совершенно бесплатно выставляешься целый месяц в Третьяковке".
А то┘