На этой неделе в театральной среде только и разговоров было, что о новом Культурном центре Союза театральных деятелей (СТД), только что построенном в самом центре, на Страстном бульваре.
Во вторник здание торжественно открыли, причем церемония открытия нового Культурного центра неожиданно превратилась в бенефис Маргариты Эскиной, директора Центрального дома актера имени Яблочкиной. Все выступавшие считали своим долгом сказать несколько теплых слов в ее адрес, вспоминали, как многим актеры обязаны ей, отмечали, что новый Культурный центр не претендует на доброе имя Дома актера, и в конце концов собравшиеся устроили ей настоящую овацию. Тем не менее на следующий день Эскина собрала у себя в Доме актера журналистов. У нее есть основания для волнения: долгое время на Страстном строили именно Культурный центр СТД, о чем извещали специальные информационные стенды. И буквально за месяц до открытия в столичных газетах стали появляться рекламные статьи, сообщавшие, что наконец, после тринадцатилетнего перерыва, вызванного пожаром в Доме актера на Тверской, у актеров появится свой собственный дом. О том, что все эти годы на Арбате существует ЦДА, - ни единого слова.
За неделю до открытия в Москве появились рекламные растяжки, также извещавшие об открытии на Страстном Дома актера (хотя, справедливости ради, вход в эту самую весьма небольшую театральную часть расположен сбоку, а с парадного попадаешь в магазины и иные коммерческие заведения).
Ясно, что двум домам актера в Москве не бывать, хотя, например, Александр Калягин в разговоре с корреспондентом "НГ" смотрит на происходящее оптимистично: работают же в Москве два МХАТа, значит, может быть и два Дома актера┘ При этом в самом Союзе театральных деятелей все как один отрицают свое участие в переименовании Культурного центра. И на открытии все - начиная с вице-премьера Москвы Людмилы Швецовой - называли новый дом Культурным центром, который будет теперь существовать не вместо, а вместе с Домом актера имени Яблочкиной. Кто-то из выступавших вспомнил про пожар и к слову процитировал Грибоедова - про пожар, который "способствовал ей много к украшенью". (!) А ведь слова эти сказаны не Грибоедовым, а отрицательным героем его комедии и в театре обыкновенно вызывают смех.
Кроме Швецовой, в зале находились министр культуры России Михаил Швыдкой с супругой, председатель СТД Александр Калягин, архитекторы нового Культурного центра, некоторое число знаменитых актеров и театральных деятелей: Галина Вишневская, Людмила Касаткина, Олег Табаков, Марк Захаров, Александр Лазарев, Александр Гельман...
Концерт наводил на мысли о немалом бюджете торжественной церемонии. Конферировал Святослав Бэлза, пародировал Максим Галкин, две песни спела Лариса Долина, весьма содержательно выступал Михаил Жванецкий.