- Нина, как же вы обойдетесь с этими тремя "круглыми датами"?
- День рождения - семейный праздник, и публично отмечать его я не буду. Хотелось, конечно, станцевать в Москве новый балет, но не получилось: у театра Алексея Фадеечева, с которым я работаю, отобрали полуподвал, в котором размещалась репетиционная база. А вообще-то нынешний год особый. Исполняется десять лет моего сотрудничества с ABT - Американским театром балета в Нью-Йорке. И пятнадцать лет моему счастливому браку (как один день!).
Подводить какие-то итоги не хочется. Со стороны кажется, что моя жизнь прошла на чемоданах. Это правда. Но в Москве я не сделала бы и половины того, что станцевала за границей. А так могу сказать, что в профессии я абсолютно счастливый человек.
- Как устроена жизнь международной звезды? Что входит в ваш типовой контракт - отель "пять звезд" и лимузин к подъезду?
- Прозвучит нескромно, но пригласить меня в западную труппу - это дорогое удовольствие. К счастью, я могу выбирать, где мне танцевать: предложений столько, что от многих приходится отказываться. Но Ковент-Гарден, Датский королевский балет, тот же ABT в разные периоды жизни были моими творческими домами. Со своей стороны, я на сцене всегда стараюсь выступать по максимуму. Для того же всегда оговариваю в контракте право выбирать партнера. А принимающая сторона обеспечивает нормальные условия. Естественно, я летаю только первым классом, хотя бы потому, что невозможно десять часов сидеть в узком проходе. Тело затекает, а вечером того же дня может быть спектакль. И так приходилось в самолете разминаться. Стюардессы узнают меня и разрешают подвигать ногами в коридоре, когда пассажиры засыпают...
Но ни разу в жизни я не требовала именно лимузин. Достаточно того, что само собой подразумевается контрактом: меня на нормальной машине привозят в театр и отвозят в комфортабельную гостиницу.
- Значит, про вас не напишут, как про других: звезда отказалась выступить потому, что мрамор в ванной вопреки контракту был не розовый, а белый и сама ванна оказалась размером не восемь на десять метров, а чуть поменьше...
- Вы наверняка говорите про мир эстрады. Там скандал помогает удерживать внимание публики. У меня другая профессия. Но в том, что такое вообще происходит, есть доля вины прессы. Система какая-то ужасная сложилась: рассказать о чем-то хорошем - это не новость. Новость, когда кого-то убили, или дом взорвали, или самолет разбился. В крайнем случае, кто с кем спит.
Этой зимой я довольно долго была в Москве и почти каждый день ходила в драматический театр, пересмотрела, кажется все премьеры. Видела "Египетские ночи" и "Войну и мир" Петра Фоменко, замечательные спектакли Юрия Любимова "Евгений Онегин" и "Театральный роман", постановки Сергея Женовача в Малом театре - "Горе от ума" и "На всякого мудреца довольно простоты". Звучит очень актуально! В эпоху Островского были клетчатые брюки, в наше время - бордовые пиджаки, а так - никакой разницы. Я увидела потрясающе талантливую актерскую молодежь! Но этих людей никто не знает, вы не увидите их лиц по телевизору. Из театра Петра Фоменко известны лишь сестры Кутеповы, действительно очень талантливые, но в этой труппе много настоящих актеров, о которых тоже надо писать и говорить. Зато вокруг узкой кучки имен - постоянный ажиотаж. Получается нелепость: сначала чего-то выжидают, проморгают настоящего актера, а когда он заканчивает карьеру или умер, спохватываются и начинают замечать. Я сейчас читаю книгу балетного критика начала двадцатого века Валериана Светлова, он об этом хорошо сказал: оценивать актера задним числом - все равно что бальзамировать труп. У нас такая профессия скоротечная, что поддерживать артиста надо вовремя, когда есть за что. Вот Светлов мог и ругать немилосердно, но одновременно написал про балерину: один ее поворот значит больше, чем все искусство Италии. Представляете?
- К сегодняшнему дню вы достигли положения, когда в любой момент можете позволить себе предпочесть не очень прибыльное, но интересное предложение богатому, но творчески скудному контракту...
- Я всегда выбираю только то, что мне хочется танцевать, потому что знаю - деньги потратишь, а позор останется. В профессии балерины действует жесткое правило: если не будешь искать слишком легкого заработка и популярности любой ценой - заработаешь репутацию, которая в конечном счете даст тебе и гастроли, и роли. Все знают, что я - человек слова. Несколько раз меня приглашали выступить в Парижской опере, что, конечно, интересно и заманчиво. Каждый раз предлагаемые дни совпадали с датами моих спектаклей в ABT. Чтобы не нарушать обязательств в Америке, я всякий раз отказывала французам. Но они оценили, что я не отказываюсь от подписанных контрактов: значит, со мной можно иметь дело, я никакой театр в принципе не подведу.
- А правда, что спонсоры на Западе дают театру больше денег, если вы выступаете там несколько раз в сезон?
- Бывает и так, что американцы, которые хотят меня видеть на сцене, говорят: если вы пригласите Ананиашвили, мы дадим лишние сто тысяч. В первый раз я приехала в ABT после того, как худрук Кевин Маккензи (он только что принял руководство, труппа находилась в огромном "минусе") сказал мне: "Нина, сейчас у меня ни цента нет, но ты нам нужна". Я ответила: "Давай приеду, станцую один спектакль, а вы посмотрите". Приехала, причем за свой счет, выступила. После этого в театр пришли и спросили: "Что мы должны для вас сделать, чтобы Ананиашвили здесь танцевала?" Я, к счастью, смогла вернуть зрителя, который ушел из-за того, что старые звезды уже покинули сцену, а новые еще не появились. Вслед за мной Маккензи пригласил замечательных танцовщиков: Хулио Бокка, Владимира Малахова, Хосе Карреньо... Конечно, приятно слышать, когда говорят, что часть нынешнего успеха ABT - моя заслуга.
- Не балерина, а палочка-выручалочка. И получается так, что ваши друзья - одновременно ваши поклонники...
- У меня вообще преданные и тактичные зрители. Они никак не навязываются, просто ходят на мои спектакли. В Нью-Йорке есть такой человек, он кубинец, режиссер драматического театра.
Не пропускает ни одного моего выступления в зале Метрополитен-оперы, где проходит сезон ABT, всегда кричит "браво, Нина" каким-то особенным, зычным голосом, который ни с каким другим не спутаешь. В Москве у меня тоже замечательные поклонники. Конечно, я отношусь к ним с большой симпатией, потому что у Большого театра есть реальная опасность потерять неслучайного зрителя. При ценах на билеты больше, чем в Лондоне, на фоне наших массовых зарплат... Говорили, что это делается для борьбы со спекулянтами, но они как стояли у театра, так и стоят. А многим настоящим ценителям балета попасть в театр не по карману.
- Многие российские звезды балета возглавили западные труппы. А вам поступали такие предложения?
- Если вы меня спросите, могла бы я, - отвечу "да". А если полюбопытствуете, хотела ли, - отвечу "нет". Это очень большая ответственность. Мне больше нравится преподавать.
- Профессия балерины принципиально аполитична. Но вы грузинка, живущая в России. Не пытались ли вас привлечь на свою сторону те или иные силы в условиях недавнего конфликта между двумя странами? Ведь дело дошло чуть ли не до войны...
- Меня все это, безусловно, касается, и очень болезненно. Часто возражаю тем, кто считает, будто чуть ли не все проблемы России на Кавказе связаны с Грузией. Пришлось об этом говорить на круглом столе в московской мэрии. И не только это волнует. Как прочту газету или посмотрю телевизор - любые проблемы кажутся мелкими, когда узнаешь, что в России катастрофически сокращается население, а количество беспризорных детей исчисляется больше чем миллионом. Это же треть населения Грузии! Просто кошмар. А жуткое состояние детских домов! Я сейчас стараюсь им помочь. Есть такое благотворительное общество "Мурзик" - адресная помощь детям-сиротам.
- Если бы вы писали воспоминания, в них была бы "только правда, и ничего, кроме правды"?
- Правда, но без склок. Я ко всем людям, которые мне делали гадости, отношусь спокойно. В театре я некоторых встречаю в коридоре и со всеми здороваюсь.
- Это те, кто при директорстве Владимира Васильева за глаза называл вас всесильной хозяйкой Большого балета?
- Да, мне об этом недавно рассказали. Очень забавно. Многим не понравилось, что я станцевала в первом составе балета "Дочь фараона", и никто не спросил, кого выбрал сам хореограф, никто не вспомнил, что в течение двадцати лет у меня в ГАБТе не было ни одной премьеры и ни одного случая, когда я отобрала бы у кого-нибудь спектакль. Что об этом говорить! Я лучше процитирую Катулла: "Цезарь, мне безразлично, вы белый или черный, и уж совсем мне все равно, нравлюсь я вам или нет".
- А ваши отношения с Большим сейчас - это...
- Восемь спектаклей в сезон без зарплаты (я так решила), только гонорары за выступления.
- Поговорим о вашей семье. Майя Плисецкая сказала: "Сколько раз я мужа не слушала - столько раз проигрывала". А вы что об этом скажете?
- То же самое.
- Потому что в Грузии принято всегда слушаться мужчину или мнение Гии Вашадзе для вас авторитетно?
- Когда рядом с тобой умный и образованный человек, руководитель очень большого дела, это происходит само собой. Я приведу вам пример. Когда мы познакомились, он увлекался главным образом драматическим театром и не понимал в балете. Но Гию задело, что он не может разобраться в моих разговорах с коллегами. И за два месяца он не только выучил всю балетную терминологию, но и стал специалистом в классическом танце. То же самое произошло с оперой, которую муж обожает. Сегодня он может поддерживать разговор на равных с любым певцом или дирижером. Хотя это совершенно не его профессия, Гия окончил МГИМО. А не так давно он поразил меня тем, что научился прекрасно готовить и угостил какими-то сложными блюдами китайской кухни.
- Говорят, что прима-балерина Ананиашвили тоже не чужда кулинарному искусству...
- Я люблю кулинарить на кухне, если есть время. Когда принимаю гостей, готовлю блюда грузинской кухни, которым меня научила мама. И еще итальянскую пасту, мы ее очень любим.
- Какие встречи оставили особенно заметный след в вашей жизни?
- Общение с Кеннетом Макмилланом, великим английским хореографом. Еще - Бен Стивенсон, который сочинил для меня балет "Снегурочка". Балерины Тамара Туманова и Сьюзен Фаррел. Танцовщик Эдуардо Виллела. Мои педагоги Наталья Золотова и Раиса Стручкова. Знакомство с Зоей Богуславской, она интереснейший человек.
- В Англии недавно прошел всемирный съезд балетных худруков. А не пора ли собрать мировой конгресс балетных премьеров?
- Давно пора. Именно об этом я недавно говорила в Милане с примой балета театра Ла Скала Алессандрой Ферри. Мое поколение танцовщиков постепенно уходит со сцены. Но у нас очень большой опыт. Мы обсудили бы, куда идет наше искусство и что надо сделать, чтобы классический балет не превратился в спортивную погоню за трюками и не затерялся в новом столетии.