В музейно-выставочном комплексе, что в Гороховском переулке, открылась персональная выставка Сергея Андрияки, названная автором, заслуженным художником России, членом-корреспондентом Российской академии художеств, "Рождение акварели - от рисунка к образу". Число "персоналок" у Андрияки уже давно перевалило за сотню, и все же каждый раз художнику удается показать новые грани в своем творчестве.
На этот раз Андрияка останавливает внимание зрителя на своей творческой кухне: 900 квадратных метров экспозиционной площади заняты акварелями мастера. Здесь показаны все этапы творческого процесса - от небольших натурных зарисовок, выполненных художником в поездках, в буквальном смысле слова из окна поезда или автобуса, до огромных (например "Панорама современной Москвы с 10-го этажа Дома радио на Пятницкой" размером 1,2 на 4,2 м) акварельных картин. Последние поражают маэстрией и удивительной точностью передачи посредством красок, разведенных водой, - и тончайших нюансов состояний природы, и плотной, корпусной поверхности тяжелых драпировок, и упругой сочности фруктов.
К слову будет заметить, что сам Сергей Андрияка считает акварель не графической, как это обычно принято, но живописной техникой и говорит не "рисовать", а "писать акварелью". Он считает, что изобразительных возможностей здесь ничуть не меньше, чем в масляной живописи, а вот область возможного применения акварельных картин гораздо шире, и намного лучше возможности сохранения акварельных листов-полотен.
Нынешняя персональная выставка недаром проходит в помещении Школы классической акварели Сергея Андрияки - она и задумана как некий очередной "мастер-класс" художественного руководителя школы. Здесь надо сказать несколько слов о самой Московской государственной специализированной школе акварели, уникальном учебном заведении, не имеющем аналогов ни в России, ни где бы то ни было за рубежом. Школа, учредителем которой является комитет по культуре правительства Москвы, открылась в 1999 году как полностью бюджетная организация. Выделить нежилое помещение и участок земли в старом районе Разгуляй сперва под школу, а позднее и для создающейся сейчас Академии акварели, специально принятыми правительством Москвы документами было поручено Комплексу по имущественно-земельным отношениям, возглавляемому Олегом Толкачевым. А еще необходимо было произвести реставрацию (даже, скорее, поднятие из руин) здания, построенного в конце XIX века в неоклассическом стиле как лютеранский сиротский приют, формировать библиотечный и даже музейный фонд школы (а среди планов есть и такой: создание полноценного музея акварельной живописи) - это, как признают все независимые наблюдатели, полностью заслуга московского правительства. А вот разработка совершенно оригинальной концепции преподавания искусства акварели для детей и взрослых и постоянное руководство процессом обучения - это уже исключительно сам Андрияка, его личность, его пассионарность.
Говоря театральным языком, "сверхзадача" преподавателей школы - научить человека, независимо от его изначальной одаренности, профессиональному видению и технике акварельной живописи, а также подготовить его, как говорит Андрияка, "к жизненным темам". Он считает, что в существующих высших художественных учебных заведениях учат студентов узкоспециально, в отрыве от того, с чем впоследствии столкнет их жизнь. Он же стремится подготовить "жизнеспособных художников с академической основой", которые смогут выполнить любой социальный заказ будущего клиента. Отсюда - и факультативные занятия офортом и росписью по фарфору, и скорое введение курса монументальной, плафонной росписи. В этом русле - и стремление Сергея Андрияки выстроить своеобразную пирамиду обучения. К существующей уже четвертый учебный год школе (через год будет первый выпуск) вскоре добавится уже и Московская государственная академия акварели и изящных искусств - высшее специальное учебное заведение. По крайней мере постановление правительства Москвы "О создании Академии акварели" принято 12 июля 2002 года.
Суть же творческого метода Андрияки внешне довольно проста: метод заключается в параллельной работе учеников и преподавателя над одним сюжетом. На практике это выглядит так: группа работает над постановочным натюрмортом или пишет на пленэре, и преподаватель пишет вместе со студентами. Совместно они проходят все этапы процесса акварельной живописи, от карандашного наброска до завершающих мазков.
Интересно, что еженедельно сам художественный руководитель школы проводит со всеми педагогами так называемые мастер-классы, когда точно так же, как и в случае со студентами, их учителя работают над постановкой или пейзажем вместе с Андриякой, под его руководством.
Из этого обучающего источника и сегодняшняя выставка. На глазах у зрителей Сергей Андрияка проходит от момента зарождения первоначального образа, рефлекса, ощущения к законченному отточенному произведению. Рождается чудо, которое ежедневно происходит в стенах Школы классической акварели Сергея Андрияки.