В Москве прошла выставка работ молодого кибер-дизайнера Ора-Ито. Он сочиняет культовые предметы быта, чудесные дома и дает им прославленные имена - Cappellini, YSL, Nike, Cartier, Louis Vuitton. Делает это изысканно тонко, математически выверенно, талантливо и дерзко: Gucci-вилла с вертолетной площадкой и бассейном на крыше, а каждая ступенька украшена модным лого. Дом-трансформер на колесах с выдвижной террасой. Стеклянный дом на вершине скалы. Кольцо - посвящение Пьеру Кардену: бриллиант в стеклянной сфере. Цифровой утюг. Индивидуальный датчик кармы. Кресло Cappellini 2002, похожее на огромное блюдо для салата.
Пять лет назад молодой человек из Марселя на домашнем компьютере создал свои проекты, дал им имена знаменитых производителей, датировал все это 2010 годом и разместил в интернете. Среди прочих был гламурный рюкзак Louis Vuitton. Нетерпеливые модники обнаружили находку и, приняв желаемое за действительное, стали требовать в фирменных магазинах именно эту вещь. Случился конфуз. Но Лувр вдруг предложил Ора-Ито сделать персональную выставку. Так хакерская акция стала явлением современного искусства.
Похожий скорее на послушного студента, чем на солидного бизнесмена или компьютерного пирата, он незаметно ходил среди посетителей с двухлитровым бокалом пива. Пинта - единственное, что выделяло его из толпы. Все остальные угощались коньяком. Гости бродили в сумраке, располагались в знаменитом кресле Cappellini и рассматривали работы на экранах мониторов, вмонтированных в черные стойки. Для инсталляции было выбрано особенное место - колоритный Исторический музей с его древними книгами, царскими тронами и расписными потолками.
Проекты Ора-Ито - это квинтэссенция современного комфорта, а не бессмысленная хулиганская выходка. Прогрессивная молодежь обсуждала каждую идею Ора-Ито. Столичные VIP-персоны современного искусства тоже оценили изысканность экспозиции. Среди тех, кто почтил выставку своим присутствием, были писательница Марина Юденич, модельер Виолетта Литвинова и представители сообщества столичных галерей, которые всегда там, где актуальное искусство.