В Москве, в Центральном Доме кинематографистов прошел вечер, посвященный 90-летнему юбилею выдающегося итальянского режиссера Микеланджело Антониони.
Произведения мастера хорошо известны у нас в стране, поэтому неудивительно, что к началу юбилейного вечера зал был заполнен до отказа. Собрались поклонники так называемого скучного кинематографа, где действие сначала может кружить на месте, буксовать, а потом разгоняться до скорости мысли, где на первый план выходят не сюжетные элементы, но паузы, визуальные характеристики героев, их внутреннее состояние.
Об этом, и не только, говорили со сцены именитые гости. Известный режиссер, актер и сценарист Геннадий Полока обратил внимание на многогранность таланта итальянского режиссера, "бездонность" многих его киногероев.
Музыкальный критик Артемий Троицкий особо отметил исключительное чувство стиля Антониони, благодаря которому он использовал музыку удивительно точно, и в качестве наглядного образца привел "Забриски Пойнт". Этот самый стиль познала в работе и Олеся Фокина - режиссер документальной ленты о Микеланджело Антониони и его друге Тонино Гуэрре "Смотри на закат". Фильм показали сразу после выступления Эммануила Виторгана, который хриплым голосом продекламировал эссе "Белый лес", написанное Антониони во время работы над картиной "Красная пустыня". Многие с удивлением открыли для себя еще одно амплуа маэстро.
Как и на всяком торжественном вечере, была официальная часть. На ней полномочный посол Республики Италия Джанфранко Факко Бонетти огласил обращение Антониони ко всем своим поклонникам в России. Вот небольшая цитата из него: "Память о вашей стране неизменно жива в моем сердце. Широта русской культуры и горизонты русской природы, глаза ваши и лица всегда были и остаются для меня источником великого вдохновения". В ответ на это виртуально появился министр российской культуры Михаил Швыдкой, поздравления которого зачитал представитель министерства, он также передал послу завернутый в блестящую обертку подарок юбиляру.
А для зрителей настоящим подарком стал представленный в конце вечера некогда запрещенный кремлевской цензурой фильм Микеланджело Антониони "Подруги", снятый по повести Чезаре Павезе в 1955 году и тогда же получивший серебряный приз Венецианского фестиваля.