- Александр, из того, что вы сделали в последние годы в кино, что наиболее четко наметило дальнейший путь вашего развития?
- У меня никогда такого не было - я играю и забываю о всех путях. Наша судьба совершенно непредсказуема, чтобы выстраивать самому себе какой-то путь. Это очень странное занятие, на мой взгляд. Вообще в жизни все случайно: случайна моя встреча с Суриковой, случайна встреча с Хотиненко... Просто все-все эти довольно случайные вещи надо постараться использовать на полную катушку - в хорошем смысле, разумеется! А дальше... я не знаю, что будет дальше, завтра, Может, мне скажут: "Саня, все, хватит! Ты надоел своей мордой!" И я, так получится, останусь на распутье. Нет, я этим не занимаюсь!
- Задавая вопрос о выстраивании самого себя, я имел в виду формулу: "Не мы стихи пишем, а они нас"...
- Ну, в каком-то смысле так оно и есть. Но и тут надо немножко сопротивляться процессу, потому что кино может так намодулировать, что ты будешь находиться в каком-то одном состоянии. Некоторых актеров устраивает такое положение вещей, при котором они эксплуатируют кино, а кино эксплуатирует их. Меня это не устраивает. Как только начинается тиражирование - а оно происходит, такова жизнь! - надо это дело пресечь самому, своей волей: либо переждать, либо подождать какую-то иную роль. Вот таким образом я и живу.
- Так в ожидании можно и в девках остаться...
- Можно. Ну не остался же, слава Богу! А вообще в нашем деле самое большое мужество - это взять паузу и ждать. Сыграть очень много - это тоже, наверное, заслуга. Но сказать себе: "Стоп, ты тиражируешься, тебе надо поискать в себе что-то иное!" - это у меня всегда вызывает уважение.
- Сейчас у вас период паузы или период съемок?
- Сейчас я немного занимаюсь театром, мне это интересно. На мой взгляд, артисты - это прежде всего театральное месиво, живое общение со зрителем. Поскольку в последнее время в моей жизни было очень много киношных моментов, я этот контакт со зрителем немножко теряю. Мне он нужен, и поэтому я иду в театр. Сейчас мы делаем спектакль по Мигелю де Унамуно. Это очень простая и очень страстная история с любовным треугольником - женщина и двое мужчин. Не буду пересказывать сюжет. И вот эту историю мы сейчас раскручиваем в хорошей компании - я думаю, спектакль состоится, и надеюсь какое-то время получать удовольствие от этого.
- Традиционный вопрос актеру: какая из ваших киноролей вам наиболее дорога?
- Я в таких случаях, чтобы никого не обидеть из режиссеров, у которых снимался, называю фильм Александра Кайдановского "Жена керосинщика". К сожалению, его уже нет среди нас, и обидеться на него никто не сможет. Это была моя первая работа, и именно этим она мне дорога. Все последующие встречи и роли просто что-то к ней добавляют. Кайдановский открыл мне путь, по которому я, к сожалению, иду без него, но всегда помню о нем.
- Многие актеры вашего поколения любят вспоминать об армейской службе в Театре Советской (ныне - Российской) армии...
- По предложению Касаткиной и Чеханкова я перешел работать в этот театр - сначала был в статусе артиста, а стал военнослужащим. В театре есть специальная часть, в которой в разные времена отбывали воинскую повинность очень многие актеры. Я служил с Олегом Меньшиковым, с Андреем Ташковым, Сашей Домогаровым, который пришел чуть позже. С Олегом мы очень дружили, гуляли, выпивали, куражились. Сейчас мы поддерживаем просто хорошие отношения. В Театре Советской армии наша служба заключалась в том, чтобы ставить декорации и иногда играть в спектаклях. В казарме, кажется, никто не ночевал - все расходились ночевать по домам. Главное, утром в половине девятого надо было не опоздать на построение.
- Довелось посидеть на "губе"?
- Однажды попал в военную комендатуру за драку на улице с какими-то пьяными идиотами. Пришла "телега", и руководству театра надо было дать ей ход: меня посадили на трое суток на "губу". Впрочем, в жизни надо все испытать.
- Какое ощущение осталось от американских звезд во время съемок в Штатах?
- Американские звезды, как и все люди в США, подчиняются жестким правилам, при которых дружеские отношения не играют такой роли, как у нас. Например, у нас на работе стараешься либо подружиться на всю жизнь, либо стать на худой конец приятелями. В США этого нет. В такой ситуации я психологически чувствовал себя не очень органично. В Америке на съемках профессиональные отношения у всех со всеми - хорошие. Русскому артисту этого недостаточно! Как так можно: закончились съемки - и все отшвыривают от себя друг друга? Ни посидеть, ни поговорить...
- Что больше забирает энергии - художественные фильмы или сериалы?
- По вложенным силам, я думаю, они равнозначны. Я, к сожалению, не могу объективно проследить, как происходит развитие того и другого жанра, поскольку большое кино у нас сейчас никак не складывается, его не снимают. Ну, ребята, давайте начнем снимать - тогда можно будет и проследить. Я против плохих сериалов, особенно тех, когда в одной комнате - три артиста. Это такая же изначально порочная идея, как и само малобюджетное кино. Это ни к чему хорошему не приводит. Если снимается кино, значит, оно должно иметь бюджет. Не будем сравнивать себя с американским кино, но бюджет все равно должен быть, кино должно реально осуществляться на определенные деньги. То же касается и сериалов. Сейчас отношение к ним изменилось: во главу угла положены вопросы "как снимают?" и "кто снимает?". В сериальные проекты пошли довольно уважаемые режиссеры. Главное - как к делу относиться и что в него вкладывать. Говорю так не потому, что сам участвую в сериалах и защищаю себя. Я нисколько не жалею о своем участии в сериалах. Если мне скажут: "Сань, зря ты это делаешь!" - отвечу: "Ну зря - так зря! Вы можете не делать, а я буду делать так, как считаю нужным!" Мне не стыдно за мои сериалы - я не снимался в какой-нибудь совсем уж домохозяйской "клюкве". Со мной такого не было..
- Вас, наверное, уже замучили вопросом: трудно ли было молчать в роли Герасима в "Муму" Грымова?
- Для меня было самым большим счастьем молчать на экране. А если посредством молчания удается еще что-то передать, на мой взгляд, это высший класс для любого артиста.
- Как-то я поделился своими ощущениями с Грымовым, что собачка в "Му-му" переиграла всех актеров.
- Это неудивительно! Мы были обречены на это. Если бы фильм назывался не "Му-му", а "Кис-кис", то кошечка бы нас тоже переиграла. Животных очень трудно переиграть. Слава богу, что у меня в фильме был минимум слов, потому что слова, как правило, выдают ложь - а я молчал. Надеюсь, что я был наиболее близок к собачке и собачьей органике. А переиграть животных, повторяю, просто невозможно!
- А у вас дома есть собака или кошка?
- У меня кошка, и я учусь у нее правде. Животные, они всегда правдивее нас, и порой они нравятся мне больше, чем люди.
- Есть версия, что кошки засланы на Землю инопланетянами - и наблюдают за нами. Поэтому их нельзя пересмотреть...
- Не случайно кошка видит какие-то частоты, не доступные нашему глазу, то есть на том же самом пространстве ей видны другие вещи - те, которые мы не улавливаем. Так что с версией об инопланетянах я бы особо не спорил. Судя по поведению кошек, они настолько непредсказуемы и в то же время угадываемы, что представляют собой довольно сложный компьютер. Если человека можно просто просчитать, то кошку - никогда! Наверное, как и собак...