В Москве, в Центральном доме художника на Крымском валу, прошел очередной, уже 13-й по счету Российский антикварный салон. Эти ярмарки старого искусства проходят дважды в год на протяжении уже шести лет и стали непременным объектом внимания светских хроникеров.
На этот раз устроитель салона - фирма "Выставочные проекты. Экспо-Парк" - объединил усилия с Московским Английским клубом. Последний отмечает в нынешнем году внушительную дату - 230 лет со дня основания.
Плодом совместных усилий кроме двух некоммерческих выставочных экспозиций в рамках салона стало так называемое "VIP-открытие". Это мероприятие состоялось за день до официального открытия салона. Его цель - дать возможность "випам" пообщаться с антикварами без толчеи, сопутствующей салону в дни работы "для народа", да и без прессы, норовящей прихватить, например, государственного мужа за разглядыванием фарфорового сервиза персон на 48, а то и картин в стиле "ню".
Прессы на "VIP-мероприятии" действительно не было (почти). Правда, и обилия важных персон не наблюдалось. То ли, как это часто бывает у "Экспо-Парка", снова напутали с организацией, то ли "випы" не оценили привлекательность проекта. Во всяком случае, на следующий день, во время официального открытия XIII Российского антикварного салона, лиц, часто мелькающих на телеэкранах, было значительно больше.
При осмотре ценностей, выставленных на продажу, можно было запросто оказаться рядом с большими людьми - министром труда Александром Починком, главным модельером большой страны Вячеславом Зайцевым, председателем Дворянского собрания князем Голицыным, газетным магнатом Павлом Гусевым - да всех и не перечесть.
Но наибольший интерес к старине проявили, как обычно, деятели шоу- и кинобизнеса. Например, актрису Татьяну Васильеву, певца Дмитрия Маликова, ведущего Александра Маслякова можно назвать завсегдатаями антикварных ярмарок. Трудно сказать, покупают ли они старое искусство, но посещают подобные шоу исправно. А по поводу покупательской активности звезд вспоминается рассказ знакомого галерейщика о еще одном постоянном визитере салонов в ЦДХ - пародисте Евгении Петросяне. Купив как-то акварельку тысячи за полторы долларов, он вынул потом из продавцов всю душу, пытаясь через несколько недель поменять местами картинку и свои деньги, мотивируя это тем, что то ли картинка к обоям не подошла, то ли к жене.
Словом, народа, интересующегося искусством, было много. Мнения о мероприятии среди присутствующих разделились. Вот некоторые из них.
Лев Прыгунов, актер
Я завсегдатай Антикварного салона - мне просто нравится смотреть на красивые вещи. Получаю от этого большое удовольствие. Это, что называется, для души. Есть мнение, будто старые вещи несут в себе дурную энергию, плохо иметь их в доме и прочее. Я с этим абсолютно не согласен! Энергия у этих вещей положительно заряжена, она благотворная, несущая тепло. Произведения искусства аккумулируют в себе энергию времени и людей, жизнь которых украшали. Просто надо уметь это ощутить и понять. Салон для меня - своеобразный клуб, я здесь встречаю своих знакомых, с которыми давно не виделся, и мы приятно проводим время.
Марина Лошак, галерист
Все довольно грустно. Я здесь хожу уже два часа и практически не видела ни одной вещи, подойдя к которой захотелось бы поинтересоваться, сколько она стоит. Нет достойных вещей, поэтому и впечатление у меня трагическое от всего этого. Многие вещи, пусть даже они подписаны знаменитыми фамилиями, кажутся неубедительными, а многие - просто слабыми. Не знаю, с чем это связано. Может быть, по-настоящему хорошие вещи быстро "улетают" еще до Антикварного салона, на каком-то другом уровне?
Владимир Матецкий, композитор
Увлечение искусством у меня, можно сказать, наследственное, и если бы средства позволяли, я с удовольствием покупал бы здесь вещи. Но я заметил, что среди картин встречаются явные новоделы - краска совсем свежая. Просто небрежная халтура! А на цене это не сказывается, продают как оригинал. В живописи эстетическое предпочтение отдаю "Голубой розе" и "Миру искусства" - были бы деньги на это! Очень люблю стили ар деко и модерн, но, скажем, такой мебели на салоне совсем мало, хотя и было обещано. Зато в великом разнообразии антикварная мелочевка - при желании и средствах можно что-то выбрать.
Зам. директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова
К сожалению, очень много вещей неподлинных. Это не копии, а просто фальшивые вещи. Естественно, я могу определить просто на глаз руку художника, стиль, эпоху. Понятно, что зрители и покупатели здесь собираются по большей части непрофессиональные, верящие и в "имя", и в "экспертизу", и в авторитет мероприятия. Получается замкнутый круг! Это нехорошо, потому что снижается доверие к подлинности произведений и уровень салона вообще.
Александр Вайнштейн, продюсер, издатель, телеведущий
На салон хожу каждый раз и заметил, что сейчас автомобилей перед входом в ЦДХ гораздо больше, чем на прошлых салонах. Это радует - растет число людей, интересующихся антиквариатом. С другой стороны, цены здесь неоправданно завышены и растут с каждым годом. Правда, зарубежные антикварные салоны еще дороже. Не думаю, что частота проведения этого мероприятия - два раза в год - и количество участников напрямую связаны с ценообразованием, но регулирующий механизм все-таки не помешал бы. Мне кажется, что это совсем другая страна со своей жизнью и своими законами, как будто все наше общество разделено на несколько разных стран и люди в них живут по-разному, независимо друг от друга. Все рядом, в одной географии, но каждая страна абсолютно отчуждена. Меня это беспокоит. Буржуазия как слой общества пока еще не сформировалась, а на салоне в основном делает покупки недавно образовавшийся средний класс. Сейчас встретил приятеля, и он совершенно верно заметил - здесь картинка другая! Приходишь - меняется привычная действительность и... глаз отдыхает. На самом деле, хорошее место для отдыха!