Театр "Et Cetera", в просторечии именуемый театром Калягина (хотя сам Александр Александрович такого названия, кажется, не любит и к юбилею даже поменял эмблему театра, где нет теперь вечно улыбающегося лица основателя и художественного руководителя), отметил первый свой юбилей - 10 лет со дня основания. Отметил, можно сказать, досрочно, так как и первый спектакль, и даже решение об учреждении в Москве еще одного театрального коллектива - все случилось несколько позже, не в первых числах ноября 1992 года. Но все уже было готово, и даже 60-летие самого Калягина еще немного и совсем скрылось бы за очередным историческим поворотом.
Следующий юбилей театр Калягина наверняка уже будет отмечать в новом здании, которое по решению Москвы построят на Тургеневской площади, в непосредственной близости от редакции "НГ", на углу Фролова и Боброва переулков. Но пока что торжества разворачивались по месту первой прописки - в первой "книжке" на Новом Арбате, в зале, когда-то собиравшем чиновников на партийные и профсоюзные собрания.
Пятого ноября, усилив, насколько это было возможно, меры безопасности, в театре отмечали сразу два юбилея - минувший юбилей Калягина и грядущий юбилей театра. В зале на четыреста с лишним мест свободных не было. И какого-то переаншлага тоже не наблюдалось - вероятно, все из тех же соображений безопасности лишних старались в этот вечер не пускать.
Провожая в зал столичного градоначальника Юрия Лужкова, охрана довольно жестко "отделяла" своих от чужих, заставляя посторониться даже всеми любимых народных артистов. "К Калягину Лужков ходит, а вот к нам нет", - грустно констатировала супруга знаменитого народного артиста. Министерство культуры было представлено не только ведущим ток-шоу "Культурная революция" и одновременно министром Михаилом Швыдким - вместе с ним были и его заместители. В зале были коллеги Калягина - художественные руководители других московских театров, известные и всеми любимые актеры, руководящие работники Союза театральных деятелей России, где, как известно, вот уже второй срок подряд Александр Калягин работает председателем. Лиц часто было и не разобрать за огромными букетами.
К юбилею театр приготовил сразу две премьеры: "Игру снов" Стриндберга поставил Григорий Дитятковский, а "Последнюю запись Крэппа" Беккета срежиссировал Роберт Стуруа. Поскольку праздновали юбилей не только театра, но и самого Александра Александровича, то для праздничного вечера выбрали вторую премьеру. Ко всему прочему она короче - всего час пятнадцать без антракта. Монолог Беккета Калягин исполнил безо всяких скидок на юбилейность и легкомысленность момента.
Без антракта перешли к поздравлениям. Причем знаменитый широтой своей натуры Калягин каждому пришедшему подготовил ответный подарок: в гардеробе вместе с пальто зритель получал пакет, в котором к буклету прилагалась маленькая фляжка фирменной "калягинской" водки.
Продолжали поздравлять театр и Калягина в ресторане "Прага", куда к поздравлявшим присоединился среди других и Олег Табаков, который приехал в ресторан сразу после "Амадея", где у него, как известно, главная роль.
Любопытно, что "Прага" снова становится любимым местом интеллигентских светских торжеств: 12 ноября там же праздновали и 75-летие "Ленкома". После того как был сыгран "обычный" "Шут Балакирев", своих друзей "Ленком" пригласил отправиться в "Прагу". Поскольку большинство поклонников театра давнюю премьеру успели посмотреть, то, минуя театр, ехали уже к началу одиннадцатого на Арбат.