В Москву приехала самая дорогая выставка-продажа. В течение недели, с 22 по 28 октября, в Московском центре искусств на Неглинной открыта для широкой публики экспозиция работ Марка Шагала "из зарубежных собраний". 32 картины и один гобелен широко разрекламированы в средствах массовой информации как "первая московская выставка-продажа работ знаменитого художника" и "свидетельство цивилизованности нашего рынка". Работы поздние - 1940-1960-х гг. и очень поздние - начала 1980-х (есть, правда, одно раннее полотно "Ферма дедушки" 1914 года, пожалуй, лучшее из представленного, но не "типично шагаловское").
Выставка действительно организована очень солидно: издан каталог в твердой обложке со вступительной статьей лучшего российского специалиста по "витебской школе" Александры Шатских, проведена мощная промоушн-кампания. Чувствуются руки опытных экспозиционера Марины Лошак (МЦИ) и галериста-артдилера Айдан Салаховой. Айдан является полномочным представителем устроителей шагаловской выставки с западной стороны. И, наверное, она единственная в Москве, кто обладает всей полнотой информации по стоимости выставленных работ и возможностям для торга. Но отвечать на конкретные вопросы о ценах Салахова отказывается. Известно лишь, что средние цены выставки крутятся около цифры в полмиллиона долларов, хотя разброс цен велик: от 120 тысяч до 1,5 млн. долл.
Для сравнения приведем результаты продаж Марка Шагала на недавних аукционах Сотбис "Искусство импрессионистов и художников эпохи модерна". В Лондоне 24 июня был продан за 380 тыс. фунтов стерлингов холст "Два букета" (1954 г. , 150х120 см). Там же за 392 тыс. фунтов продан пейзаж "Вечер" с традиционной летящей в небе парой влюбленных размером 93х76 см, относящийся к 60-70-м гг. прошлого столетия. В Нью-Йорке на торгах с тем же названием, прошедших 9 мая нынешнего года, был продан натюрморт "Цветы и влюбленные" (масло; 1950-е; 65х54) за 752 тыс. долл. Он практически аналогичен "Большому букету на сером фоне" (масло; 1970; 64х51), который выставлен сейчас в Москве. Наконец, акварель с гуашью и пастелью "Букет для влюбленных" размером 71х53 см была продана в Америке за 240 тыс. долл. В Москве именно она выставлена под названием "Любовники и букет" с датой "1970 г.".
"НГ" попросила организаторов выставки и эксперта прокомментировать событие.
Фолькер Диль, галерея "Фолькер Диль" (Берлин), инициатор выставки:
- Вы - дилер, отвечающий за этот проект?
- Мы сделали это в сотрудничестве, три партнера: из Нью-Йорка, из Москвы, из Берлина.
- Вы знаете, что работы Шагала уже хранятся в русских частных коллекциях?
- Я знаю, что есть интерес. Мы уже продали некоторые работы. Увидим результат на следующей неделе. Людям нравится.
- Кто клиенты?
- Частные коллекционеры из Москвы. Не институции.
- Расскажите о происхождении работ.
- Все они происходят из семьи Шагала. Так что у каждой картины есть своя маленькая история. Их происхождение подтверждено Шагаловским комитетом в Париже.
- Вы сделаете после этого новую выставку в Москве?
- Если у этой будет успех, мы сделаем новую выставку в Москве. Мы думаем об Уорхоле, но пока еще не решили.
Марина Лошак, директор Московского центра искусств, экспозиционер:
- Кто вы в этом проекте?
- Я принимающая сторона. Мы предоставляем здесь музейно-выставочное пространство.
- Это наиболее дорогая коллекция из тех, что у вас выставлялись?
- Она несопоставимо дороже.
- Выставка будет иметь успех?
- Я надеюсь, что у выставки будет коммерческий успех. Мне кажется, что это страшно важно - для того, чтобы у людей появилось сознание, что такие вещи можно покупать здесь. Потому что пока наши коллекционеры предпочитают покупать вещи такого уровня на Западе. Им так спокойнее - у них должна быть уверенность, что они могут купить настоящую вещь, прошедшую все экспертизы: вещь не случайного, а гарантированного качества. И за те же деньги. Но, правда, им будет мешать наш закон о въезде-выезде произведений искусства. Пока у нас будет такая пошлина, успеха не будет.
- Я фактически не вижу на вернисаже коллекционеров. Только дилеры.
- Первую неделю приходили только коллекционеры. Сейчас мы открыты для всех. До этого было превью. Мы приглашали тех, для кого это не только интересно, но и полезно с точки зрения приобретения.
- Коллекционеров интересовали самые дорогие вещи?
- Представьте себе, не самые дорогие. Конечно, они прежде всего смотрят на цены. Они не готовы покупать самые дорогие вещи.
Я надеюсь, что несколько вещей окажутся в музее Церетели: это пока единственный музей, который может себе позволить купить вещи для собрания.
Николас Ильин, европейский представитель Фонда Соломона Р. Гуггенхайма:
- Как вы оцениваете выставку?
- Для Москвы это уникально, потому что в первый раз прошла широкая выставка позднего Шагала, на которой при этом можно что-то приобрести. Я считаю, что давным-давно пора молодым коллекционерам заниматься не только Шишкиным и Айвазовским, но и расширять горизонт - обращаться к русским, которые жили за рубежом. А Шагал, конечно, человек мирового масштаба.
- Есть такие комментарии, что это выставка Шагала в маразме.
- Обижать человека не надо. Шагал был очень трезвым до конца своей жизни и работал очень много. Конечно, это работы не из Витебска 17-го года. С этим не сравнится... Но это работы художника очень богатого и радостного. И он ничем не хуже, чем многие другие художники, по московским меркам авторитетные для квартиры или дачи.
- Для американского рынка ничего нового в позднем Шагале нет?
- Нет, в Америке его сколько угодно. Там никого не удивишь такой выставкой, а здесь нужно расширять диапазон.