- Екатерина Михайловна, ваш дед Сергей Владимирович писал во всех анкетах, что его мама - учительница, а папа - инженер, и это не было лукавством, однако┘
- В Москве мы сейчас ходим по улице Образцова, где находится Институт инженеров транспорта. Там работал дедушкин отец - крупный ученый-железнодорожник, академик в звании генерал-полковника. Есть его портрет в мундире. Такой же институт в Петербурге носит имя прадедушки. По рассказам, он был замечательным профессором и мог выйти на улицу в двух разных башмаках. Как отдавать честь, у него вообще не было представления. Когда выстраивались военнослужащие, которые его приветствовали, он подходил к каждому, жал руку и представлялся: Образцов Владимир Николаевич. Дедушкина мама, Анна Ивановна, была директором самой крупной в Москве гимназии для девочек - в Сокольниках. А вообще она сама из обедневших дворян. Было такое понятие тогда - она воспитывалась на шереметевский счет, то есть была воспитанницей графа Шереметева.
Я родилась не в этом доме. И когда я была маленькая, нечасто видела дедушку. Я училась в школе, а он нередко отсутствовал - концерты, гастроли. И когда сюда приходила, как и все, восхищалась и влюблялась во все, что здесь было. Дедушка обожал дом и вещи и всегда восторженно о них рассказывал. Он мог про каждую вещь поведать целую историю. И любил гостей, которых часами водил по комнатам, гордясь своими находками и открытиями.
У дедушки был друг, Олег Масаинов - мастер по куклам с "Союзмультфильма". И они вместе искали разные вещи в развалах на Старом Арбате. Чаще всего эти вещи были сломанные, они потом собирали их, чинили. И целыми вечерами сидели и каждую найденную вещицу налаживали и приводили в порядок. Дедушка очень любил шарманки, и почти все он сам и нашел, и починил. Всего шарманок в доме шесть, не считая музыкальных шкатулок и заводных игрушек. И конечно, он все всем показывал, они играли - деревца качались, птички летали, ручеек хрустальный лился, балерины танцевали...
- Вот знаменитая для своего времени шкатулка, которую, вероятно, можно назвать "Соловей". Такую же я видела в усадьбе Осиповых-Вульф в Тригорском. Редкая вещь, да еще и работает. А вообще я уже представляю себе, как сидя за столом Сергей Владимирович гостям играет на шарманке.
- (Смеется.) Нет, не так. Дедушка играл на гитаре. Он и пел великолепно. А в процессе как раз и рассказывал все эти истории.
- А что за история связана с удивительной музыкальной шкатулкой "Обезьяний оркестр"?
- Это действительно удивительная вещь - XVIII век, Франция. Она куплена в Питере в антикварном магазине, но тоже была сломана и не работала. Когда ее восстанавливали, кто-то предложил: давайте оденем кукол-обезьянок в новые костюмчики, чтобы они все были чистенькие и аккуратненькие. Но тут дедушка возразил: если их одеть в новое, будет все совсем другое. Так они остались старыми - прелестными и очаровательными.
- Дедушка много покупал вещей?
- То, что ему очень нравилось, он, конечно, покупал. В то время, когда он "болел" шарманками, они были вполне доступны и, в общем, на все эти вещи никто не обращал внимания - антиквариат не пользовался такой популярностью, как сейчас. У него было удивительное ощущение предвидения, чутье и вкус невероятные. В свое время он приобрел картину неизвестного художника, которая ему очень понравилась. Но потом эксперты обнаружили, что это знаменитый мастер Бордоне - любимый художник кардинала Мазарини. Теперь картина висит в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
- А что им еще найдено на развалах старой Москвы?
- Они с Олегом Масаиновым нашли столик и принесли его домой. Ничего необычного - столик и столик, но очень старенький и вполне элегантный. Стали оттирать от грязи, и из-под потрескавшейся краски открылись портреты генералитета всей наполеоновской армии. Видимо, кто-то когда-то замазал - нельзя было, боялись, что аполитично иметь такой столик. К счастью, все удалось восстановить.
- У Сергея Владимировича была какая-то страсть к Франции, Наполеону? В доме висит еще один портрет этого знаменитого француза.
- Страсти не было. Просто все это очень забавные вещи. И портрет Наполеона тоже. Если вы обратили внимание, он сделан весьма необычно. Если смотреть на него с одной стороны, то это Наполеон, а с другой - портрет молодого француза, может быть, кого-то из его генералов.
- Дом Сергея Владимировича нельзя представить без кукол. Чем знамениты те, что оказались в домашней коллекции?
- Ему очень много дарили кукол, но в основном все они отправлялись в музей театра, где сейчас и находятся. Здесь же совсем уникальные. Например, знаменитые марионетки Спейбл и Гурвинек Йозефа Скупы - не менее знаменитого чехословацкого кукольника. Они отсидели вместе с ним в Освенциме. Когда его забрали, то взяли и этих двух. И когда освободили, они вышли вместе с ним. Тогда он и подарил их деду.
Интересна фарфоровая статуэтка Михаила Слонима - дедушка с двумя куклами. А еще есть с двумя кошечками, с Кармен. По образцу этой статуэтки сейчас сделан памятник. Мы надеемся, что скоро он будет установлен у театра. В свое время даже объявляли конкурс на памятник Образцову, проекты приносили, но все они были какие-то необразцовские. В конце концов решили вернуться к идее Слонима и положить ее в основу. Памятник немаленький - четыре метра. Сергей Владимирович с любимой куклой Кармен. Он был готов еще год назад, когда мы отмечали 100-летие Сергея Владимировича. И вот все это время он стоит на комбинате. Надеемся, что скоро он все-таки украсит Садовое кольцо.
- Ну, в общем, и сам театр - это памятник Сергею Образцову. Екатерина Михайловна, весьма необычно выглядит кабинет вашего деда. Кроме шарманок, которые он любил, и кукол, без которых не мог жить, там еще и удивительные маски.
- Это африканские маски, они куплены не на базарах для туристов, а непосредственно у местных племен. Когда к нам заходили сотрудники Музея Востока, они были в полном восторге и сказали, что в их коллекции нет и одной десятой части масок такого класса и ценности.
- Маски, шаманы, мистика... Многие опасаются хранить такие вещи.
- Дедушка во всякую мистику не верил и всех высмеивал. Я-то как раз склонна верить в такие штучки, но поскольку все эти вещи для меня существуют только через дедушкино отношение к ним, то и для меня в них ничего страшного нет.
- Очень много, я вижу, и восточных вещей. Ведь это, наверное, не случайно?
- Это стечение обстоятельств. У него всегда были только те вещи, которые ему нравились, и они всегда отражали его интерес к жизни и любознательность. Ему в отличие от нас всех никогда не было скучно. Вот так появился и восточный уголок - скамеечки (они же седла верблюжьи), низкий столик. Все это мы перевезли с дачи. Есть еще и уникальные керамические изразцы, которые дедушка привез из поездки с театром в Тегеран в 1943 году. Они у нас так и называются "Тегеран-43". Он купил их на рынке. И кстати, везде, где бывал, обязательно посещал блошиные рынки. Мама рассказывала, как они часами ходили по этим рынкам и потом, возвращаясь безумно счастливыми, чесались от пыли и грязи. (Смеется.) С голландского рынка приехали в дом и старинные коньки, такие прямо андерсеновские - изумительные. Там же он купил пряничные доски. Они огромные - с метр высотой. Много разных колокольчиков привозилось, например, со знаменитой одесской толкучки. Там, по дедушкиным воспоминаниям, продавалась масса ненужных вещей. Подушки старые, граммофонная труба, чернильницы┘ Среди развалов барахла он как-то увидел колокольчики, которые к дугам лошадей подвязывали. Взял один и прочел: "Дар Валдая. 1810 год". Пушкинские еще времена. Потом он накупил множество колокольчиков для овец и коров. Есть один и для трехлетнего бычка.
- Он тут стадо держал?
- Коров и овец не держал, но держал крокодилов. (Смеется.) Дома, в ванной. История была такая. В Америке сын Шаляпина подарил ему двух маленьких крокодильчиков. Оттуда он их привез в целлофановом мешке. Они были маленькие, как ящерки, но кормили их мясом. В какой-то момент он стал бояться их кормить сам, так страшно они щелкали зубами. Специально для них в театре выстроили бассейн, но они и его переросли. Потом их отдали во Дворец пионеров.
- Насколько я понимаю, Сергей Владимирович был человек веселый. Есть ли какие-то смешные предметы, шутихи?
- Поющий бокал, на котором написано - 70 лет. Мама подарила его дедушке на юбилей. Бокал исполняет песню про любимого папу на немецком языке. Дед очень любил напоминающий песочные часы стеклянный приборчик, который наполнен красной жидкостью. Прибор нужно сильно сжать, и тогда жидкость начинает подниматься вверх. А по ее напору дедушка определял, у кого какая энергетика, и всегда шутил на эту тему. Лучше всего было, если жидкость начинала бить фонтаном. Чудный есть графинчик с петушком внутри. В него наливали водку, и часть ее попадала в этого петушка. Когда напиток заканчивался, из петушка ничего вытрясти уже было невозможно. А к утру водка как-то выливалась оттуда обратно в графинчик и в нем оказывалось ровно 50 граммов на опохмелку. (Смеется.)
Но вообще дедушка очень любил и высоко ценил все, что сделано руками. У него в доме есть уголок, посвященный русскому рукоделию. Например, замечательная панорамная картина, вырезанная ножницами из бумаги. Сделала ее в прошлом веке помещица Ушакова. На картине с удивительным мастерством вырезаны деревья с листьями, мостик, домик. Это не плоская картина, а объемная. И можно долго рассматривать ее и удивляться красоте, а также таланту женщины, которая так ловко все это вырезала. Интересно, что сделано это не профессиональным художником, а любителем. Есть и еще одна любительская картинка. Бумажные фигуры наклеены на голубой шелк, он, правда, выгорел за годы. Ее автор - русская императрица Мария Федоровна, жена Павла I. Очень необычны и кошелечки, которые невесты вышивали своим женихам на память. Причем вместо ниток они использовали другой материал - свои волосы. Дедушка всегда восхищался выдумкой человеческой.
- А артисты чем-то удивляли Сергея Владимировича, кроме совместной блестящей работы?
- Есть в домашней коллекции рушник с автографами артистов. Артисты подарили ему еще и необычную кофточку. Дед в театре боролся с вязанием, которое было очень модно. Он считал, что это отвлекает от дела, и запрещал. И вот ему на день рождения артисты связали кофточку, на которой вывязаны их имена. Там и Зяма (Зиновий Гердт), и Роба (Роберт Лебедевский) - все. Сергей Владимирович поощрял и ценил всякое рукотворчество, при этом строго запрещал заниматься всем этим во время репетиций. (Смеется.)