-Почему автокросс так популярен в Татарии? Дороги плохие?
- На самом деле он активно развивается сейчас не только в Татарии. И появился автокросс у нас в стране довольно давно. У нас еще во времена СССР были очень приличные гонщики, например тольяттинские, но они выступали на абсолютно неконкурентоспособных машинах. Однако благодаря своему мастерству им время от времени удавалось в Европе занимать какие-то призовые места. Но победить в чемпионате по итогам нескольких этапов - это было практически невозможно. Когда железный занавес упал и появилась возможность приобретать мощные спортивные автомобили, ситуация в корне изменилась. Но до этого чемпионата Европы у нас существовал некий психологический барьер - казалось, что на Западе и машины, и гонщики другие, гораздо сильнее, что выиграть у них невозможно. И победа нашей команды - а ведь все три призовых места завоевали в этот раз россияне - стереотип уничтожила. Мы развеяли миф о непобедимости западных гонщиков - это, я считаю, самое главное. Теперь наши будут побеждать.
А теперь - подробнее отвечу на ваш вопрос о популярности автокросса в сравнении, скажем, с ралли. Автокросс - это относительно недорогая номинация и поэтому сейчас идеально подходит для России. Тем более, если, как вы верно заметили, вспомнить наши дороги┘ Ведь что такое автокросс? Это километровая трасса по грунтовому покрытию, которая в дождь превращается в грязь, накрученная трасса, полная резких поворотов, горок, трамплинов. В каком-то приближении это всем у нас знакомо, правда? И это - прекрасная школа для начинающих гонщиков. Ну, и повторюсь, затраты не очень большие. И гонка получается очень зрелищной, даже по сравнению, например, с ралли, где гоняют по асфальту. Может, поэтому автокросс сегодня в России престижнее. А "Формулу-1" Россия сегодня еще не может себе позволить - это очень дорого. Тем более что соревнуются там, наверное, не столько личности, сколько акционеры.
- Кто посадил вас за руль в 12 лет?
- Водитель одного из грузовиков в деревне. Ну а потом - понеслось. Когда родители поняли, что мое увлечение - это серьезно, то мама сначала просила, чтоб я автокроссом не занимался, даже до слез доходило. Я старался много не говорить об этом, рассказывал лишь, что в этом нет ничего страшного. Хотя я из-за юношеского максимализма и ребра ломал, и три сотрясения мозга у меня было. Мне врач объяснил, что все потом скажется. Но если будешь думать о том, какую ты получишь травму, ты никогда не поедешь и не будешь побеждать. А когда пошли серьезные результаты, мама чуть-чуть успокоилась. Хотя, как любая мать, она, конечно, и сейчас переживает. А когда она узнала о моей победе на чемпионате Европы, она сказала: "Наверное, ты на этом успокоишься?" Я говорю: "Конечно, мама".
- Ваш отец сам участвовал в автогонках?
- Нет. У него своих забот хватает. Отец к любому делу, которым я начинал заниматься, всегда сдержанно относился. Никогда не проявлял своих эмоций. Зато теперь, знаю, гордится мной. Я в этом плане похож на него и был страшно горд, когда мой 11-летний сын стал двукратным чемпионом Казани по картингу.
- Автокросс в Татарии - элитарный спорт. В автогонках участвуют премьер-министр, поп-певец, сын президента. Почему? Как это произошло?
- Я уже немного рассказал о том, что автокросс сейчас - наиболее приемлемый для России и Татарии вид гонок. И по природным, и по материальным обстоятельствам. А если к нему по тем или иным причинам подключаются самые различные представители общества, от политиков до представителей шоу-бизнеса, то это здорово. Это позволяет самым различным социальным группам обратить внимание на спорт, на здоровый образ жизни.. А почему, например, это интересно нашему премьеру - Рустему Минниханову, думаю, лучше спросить у него самого.
- Вы водите автомобиль каждый день? Или только во время автокросса?
- Конечно, за рулем я практически каждый день, а не только во время гонок. Кстати, после того, как я начал регулярно принимать участие в гонках, я стал очень дисциплинированным водителем. Поэтому, даже когда я езжу за рулем обычного автомобиля, особенно когда выезжаю на скоростную трассу, всегда пристегиваюсь, особенно за городом. Если сравнивать машины, то в обычном больше комфорта, чем в спортивном. Мягкие сиденья и так далее... А в вождении я комфортней себя чувствую именно в спортивном автомобиле, потому что я знаю запас его прочности. Знаю, что он из любой ситуации вытащит. У меня сейчас "Пежо-206" белого цвета, 450 лошадок. Даже прозвище есть - Лили, львенок. Это оттого, что у "Пежо" знак в виде льва. Конечно, бывает, и в обычном автомобиле лихачу. Но просто так, необдуманно я никогда не буду на высокой скорости ездить. Меня сдерживает еще и то, что я знаю, что на трассе рядом едут люди, которые только вчера получили права. Кроме того, я уважительно отношусь к шоферам, которые совершают междугородные поездки на грузовиках. Потому что я и сам чуть-чуть побывал в их шкуре. Я учился год на профессионала, успел на "КамАЗе" съездить в Воронеж, в Тулу, но потом понял, что это не для меня.
- Вы ездите на нижнекамской резине?
- Я считаю, что в Нижнекамске производят вполне достойную продукцию, почему бы и нет?