Приезд мировой оперной примы Монтсеррат Кабалье в Россию - всегда праздник. На этот раз ее концерт в тандеме с самым молодым солистом Большого театра Николаем Басковым собрал настоящих ценителей оперного искусства и мировой классики.
В зале то и дело встречались знакомые лица: первые ряды партера пополнялись профессионалами-вокалистами; Зураб Соткилава весь вечер не расставался с Александром Ворошило. Геннадий Селезнев и Валентина Матвиенко представляли ценителей оперного пения от политического истеблишмента. Вице-премьер выглядела на удивление скромно в своем темно-зеленом костюме, расшитом бисером. Где-то на краю первого ряда выгибал шею, надеясь увидеть действие, друг семьи Басковых - Максим Галкин. А в амфитеатре среди толпы чуть не затерялась Людмила Зыкина, хотя прима русской песни и глагол "затеряться" - две вещи несовместные.
Зыкина прибыла в сопровождении молодого дирижера Николая Степанова к началу второго отделения концерта (говорили, чтобы послушать русские песни в исполнении Баскова). Черная норковая накидка и темное платье не выделяли ее из публики, но царственная укладка волос на голове и величавые жесты определяли великую Зыкину. Как только молодой певец запел "Ямщика", она прижала к щеке ладонь и лицо ее стало умиленным. Ну а когда Басков после исполнения с Монтсеррат романса "Очи черные" на русском языке (!) накинул ей на плечи оренбургский пуховый платок и сказал, что это символ русской души, Зыкина сняла очки и прослезилась. Для нее это был сюрприз. После этого царица русской песни незаметно удалилась из зала, где ее и задержали ваши корреспонденты. "Я была счастлива, - призналась она, - услышать русские песни и романсы в ряду мировых оперных шедевров. Благодарна Баскову, что он не забывает русскую песню и выносит ее на столь высокий уровень исполнения. На сегодняшней нашей сцене много а-ля-фольклорных коллективов лишь подменяют русскую песню безвкусной подделкой, лишенной культуры пения. На этом концерте мы увидели и услышали сочетание русской традиции и современности..."
По окончании концерта Басков бережно поправил платок на плечах Кабалье и пропел: "И тебя, моя мама, согреет оренбургский пуховый платок..." Последние ноты подхватила Монтсеррат - и произнесла слово "платок" на русском. Публика пришла в сентиментальный восторг, а мы, будучи наслышаны о чувстве юмора великой испанской певицы, взяли у нее блиц-интервью:
- Сеньора Кабалье, выходя на сцену, соблюдаете ли вы какой-либо ритуал, например держите в кармане булавку, бусинку, пуговицу?
- Гвоздь! Ржавый гвоздь!
- И он вам помогает?
- Не знаю, ведь я без него ни разу не выходила на сцену! Вообще, гвоздь в кармане носят многие оперные артисты. Говорят, он приносит счастье.
- Вам нравятся русские песни?
- Когда Коля сегодня исполнял "Ямщик, не гони лошадей!", у меня комок к горлу подступил от восторга. Я бы очень хотела, чтобы мои дети имели такую открытую душу, как у русского народа. Это самое большое сокровище, которое есть в России. Оно всегда вызывает у меня зависть...
- Что вас объединяет с Николаем Басковым?
- Я стала крестной матерью молодого певца, который за два года, что мы знакомы, сделал большие успехи. Мне очень нравится открывать миру молодых певцов. Будто сажаешь зернышко в землю, от которого ждешь хорошего всхода...