- Муслим Магометович, вам чего-то не хватает в современной песне?
- Я никогда не спешил обвинять песню и музыку. Ведь и мои песни тоже сильно отличались от песен Утесова. Песни нашего времени писались на прекрасные стихи Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. Получались те, что хотелось слушать. Сегодня, к сожалению, таких мало, хотя, конечно, есть. Доминируют песни "танцевальные". Молодежи просто надо поплясать на дискотеке. Есть и песни вроде: "Я знаю три слова, три матерных слова", но я их не слушаю. Что толку их ругать?
- Как вы относитесь к модному жанру мюзикла?
- Я поклонник мюзиклов прежних времен - таких, как "Вестсайдская история", "Кошки" Веббера и его рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Великолепная музыка! С нашими мюзиклами я незнаком.
- До скольких лет певец может выходить на сцену?
- Наверное, бесконечно. Вспомните Марка Рейзена - он в 90 лет выходил на сцену Большого театра и прекрасно пел.
- В какой песне оптимально воплотился или раскрылся Муслим Магомаев?
- Не буду лукавить, мог бы назвать их много. Как может человек раскрыться в одной песне? Тем более что в наше время не полагалось "петь" о себе. Это сейчас все певцы и певицы рассказывают про свою жизнь.
- Вы были обласканы властями, выступали в престижных кремлевских концертах, а говорят, что художник должен быть в оппозиции.
- Это глупости. Художник должен заниматься своим творчеством. Я не пел то, что меня заставляли. В советские времена, отпуская выступать на Запад, мне говорили, что нужно спеть "Бухенвальдский набат", а также больше советских патриотических песен. Но я понимал, что тамошняя - иностранная - публика просто не поймет их - надо переводить. Поэтому я, естественно, говорил: "Конечно!" - и, заполняя анкету о репертуаре, писал какую-то несусветную чушь. Затем ехал на Запад и пел то, что мне хотелось. Извините за нескромность, но за границей меня принимали не хуже, чем здесь, а может, и лучше... И потом, в оппозиции были скорее писатели или художники, такие, как Высоцкий, например. Евтушенко вот сделает заявление - сразу вырубают его песню "Не спеши". Или Дербенев написал твист о Москве "Лучший город земли", и сразу крик: "Как это можно - о Москве твист?!" Тем не менее и эту песню пробили. А сколько певцов в то время могли остаться за границей, но все равно остались в Советском Союзе! Ведь даже самому Рихтеру здесь платили те же копейки, что и нам. Но ему, гениальному музыканту, это было безразлично - так же, как и Шостаковичу. Они занимались своим делом: "Дайте рояль и отвяжитесь!"
- На память приходят и другие имена, например Эмиль Горовец...
- Зачем Горовцу надо было туда ехать? Он и здесь прекрасно себя чувствовал и был очень популярным певцом. Мы вдвоем "Дилайлу" пели - он с одним текстом, я с другим. Думали, кто кого перепоет, чей текст будет лучше воспринят публикой.
- В чем сильная и в чем слабая сторона Магомаева?
- Слабая - могу обидеть человека. Сильная - если был не прав, извинюсь. Характер у меня не простой, сильные и слабые стороны придется долго считать...
- У вас есть друзья?
- Очень мало, но есть.
- Как относитесь к своим недоброжелателям?
- Я их не вижу. Если тебе делают зло, делай в ответ добро - этим ты обезоруживаешь человека, и все!
- То есть подставляете другую щеку?
- Нет, конечно! Я как-то в интернете прочел, что Эсамбаев меня, оказывается, ударил по щеке. У нас с Махмудом, правда, была размолвка. Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что мой прадед родился в Чечне. Махмуд сказал мне: "Ты - чеченец!" Я ответил: "Нет, Махмуд, я - азербайджанец. В Азербайджане я родился, мои родители прожили там всю жизнь". Махмуд на меня обиделся: как это так - отказываться от высокой чести быть чеченцем?! И мы года два не разговаривали. И вот читаю, что Махмуд мне влепил пощечину... Да там было бы такое!.. Замечу, что мы с Махмудом, добрейшим и интеллигентнейшим человеком, до конца его жизни были друзьями.
- Всегда ли ваши друзья - ваши единомышленники в политике, искусстве?
- Нет. Почему надо обязательно дружить с тем, кто полностью с тобой согласен? И потом есть много тем для разговора - необязательно о политике или искусстве говорить.
- А вообще в искусстве можно дружить?
- Почему бы и нет? Мы же с женой дружим!
- Какими качествами должны обладать муж и жена, чтобы семья была крепкой?
- Не знаю. Мы, что часто бывает, ссоримся, но главное - уважаем друг друга. Я подозрительно отношусь к семьям, где все ладненько. В семье, если муж и жена живые люди, должны быть разногласия. К тому же я - восточный человек. Раньше в случае конфликтов брал билет и уезжал домой. Сейчас просто ухожу в другую комнату, и как ни в чем не бывало продолжаем дальше мирно жить.
- Кто у вас в доме хозяин?
- Наш пудель Чарли. А мы при нем - чтобы мячик побросать, покормить, попоить.