0
1096
Газета Антракт Интернет-версия

20.09.2002 00:00:00

Путем самурая

Тэги: хакамада


хакамада

- Ирина, расскажите, почему вы занялись политикой?

- Вся моя судьба - это судьба в политике простого человека, который сам как мог эту судьбу делал. Это тяжело и в то же время очень по-русски - заниматься политикой в России, учитывая мою странную внешность и некую внутреннюю отчужденность от простых людей (в чем меня часто обвиняют). Несмотря на свою - не самую русскую - внешность, я - явление национальное, не какое-нибудь исключение, не везунчик, не счастливчик, у которого звезды совпали удачным образом. Я вовсе не исключение из правил... Ну и кроме того, я хотела напомнить всем, что в каждом человеке живут его предки.

- А при чем тут предки?

- Моя судьба связана с двумя большими семьями. Во мне течет русская и японская кровь. Биография русских предков трагична - моя бабушка повесилась после того, как моего деда уничтожили в застенках при Сталине. У всех моих русских родственниц мужья тоже были расстреляны. Их реабилитация произошла слишком поздно, только в 1956-1957 годах. Трагизм одинокой женской судьбы и абсолютного, какого-то фатального, глобального несчастья лежит на этой русской ветви. С другой стороны у меня древний род самураев, ведущий свою историю с ХI века. Фамилия моих японских предков - Огасавара. За хорошую службу (они были военными) им была дарована земля. Земля эта состояла из полей, которые были похожи на самурайские брюки. Самурайские брюки по-японски называются "хакама", а поле - "да". Так наш род решил переименоваться и стал Хакамада. А дальше начинается такая сказочная история, которая не похожа на реальность... Пошла национализация, буржуазные революции, в семье родилось четверо сыновей. Старшему досталось в наследство все богатство, среднему еще немножко, а двое младших остались без всего...

- Как в русской сказке, самый младший был дурак, но зато...

- Да-да... Так вот, от тоски, от того, что им ничего не досталось, младшие братья поступили очень жестко: сделались коммунистами и стали бороться за то, чтобы собственности не было ни у кого... Так что мой папа был коммунистом. Он эмигрировал в Россию - страну своей мечты. Он плохо говорил по-русски, и все время, пока мы с ним жили, у нас - при огромном уважении друг к другу - шел невидимый спор о судьбе России. Я считала, что Россия должна ориентироваться на западные ценности, а он доказывал, что ее путь лежит в жестком сталинском коммунизме. Правда, в этом споре мы с ним никогда не переходили грани и наши противоречия не вылились в большой семейный конфликт. К старости отец смирился с новообразованиями, побывал на родине, увидел, как живет современная Япония. Я же, повзрослев, научилась с ним разговаривать. Так мы наконец стали друг друга понимать...

В отце всегда чувствовался самурайский дух, который проявлялся в его сильном характере. Ведь когда он жил в Японии, ему пришлось и в подполье находиться, и в тюрьмах сидеть, и пытали его. Я прочитала переписку отца и его первой жены - это трагическая история любви. Умирающая женщина с одним легким носила мужу в тюрьму теплую одежду, а он из тюрьмы писал ей о том, что не надо этого делать, что надо беречь свое слабое здоровье, что ему всего хватает... И еще он писал, что его главная мечта - изучить французский и итальянский языки и читать французскую литературу... Для меня это был шок, потому что все детство и всю юность я с отцом не смогла переброситься и тремя фразами о литературе. Мне казалось, что это его не волновало вообще.

- У вас тоже самурайский характер?

- Судя по замечаниям знакомых, меня считают эдакой самурайской женщиной, жесткой, способной на неожиданный удар, которая даже может подставить щеку и правую, и левую, а потом дать под дых - и на этом все закончится... Образ не очень справедливый, потому что на самом деле надо очень сильно постараться, чтобы довести меня до той ситуации, когда придется ударить. Я не люблю этого. Зато другая самурайская черта - доводить каждый свой проект до конца, не спеша - во мне есть. Восточные люди, как известно, не спешат. Со стороны может показаться, что они все делают медленно. Но это не так - просто они никогда не отклоняются от намеченного пути. Пути самурая.

- Вы не обиделись на Проханова за то, что он вывел вас в своем новом романе?

- Лично про меня в этом романе нет ничего такого, на что я могла бы обидеться. Есть какой-то кусок, совершенно мистический, - я его не поняла. Но этот фрагмент - скорее комплимент, чем оскорбление. Мне кажется, Проханов в своей новой книге очень точно ухватил настроение основной массы людей, к тому же автор собрал в книге информацию, которая до сих пор была разбросана. Это касается и андроповской группировки КГБ, и тайных сценариев развития советского общества с участием ФСБ... Этой информацией обладают многие, но Проханов ее очень ловко использовал. В целом мое впечатление от книги - она слишком идеологизирована, автор чрезмерно упивается своими политическими взглядами. Но при этом в некоторых местах книга страшно романтична. Проханов вообще человек страстный. Когда он отвлекается от пропаганды собственных политических идей, то становится просто романтиком. Ну а когда в его речах начинает преобладать идеология, когда автор пытается "гипнотизировать" людей, внушать им свои мысли, то он сразу забывает о художественной стороне произведения, и книга становится примитивной... Несмотря на все это, я бы сказала, что главный редактор газеты "Завтра" и одновременно автор этого самого романа "Господин Гексоген" - самый яростный романтик сегодняшней России.

- Для большинства россиян вы - человек культуры. Не кажется ли вам, что сейчас, когда в стране не сформулировано четкой идеологии, культура является одним из консолидирующих элементов общества?

- Конечно. Культура - и прежде всего литература как наименее абстрактная форма искусства - объединяет народ. Музыка и живопись требуют определенного взгляда, специальных знаний. Литература - наиболее традиционный способ общения. Текст понятнее и доступнее мазка краской или музыкальной ноты. Именно поэтому он способен консолидировать и именно поэтому только в этой области надо искать национальную идею. Если внимательно посмотреть, что печатается и пользуется успехом, что является талантом, а что ложью, то можно понять, какими идеями живет народ. Не надо придумывать эти идеи искусственно.

- Вы - один из лидеров "Союза правых сил". Какие проблемы культуры в силах сегодня решать СПС?

- Мы можем лоббировать, но вы понимаете, что нас только 32 человека, а всего депутатов в Думе - 450. И все-таки, объединившись и уговорив фракцию правительства в парламенте, мы можем попробовать вернуть льготы для печатной продукции. Но мы - не партия власти. Мы хотим ею быть, но для этого нам надо иметь большинство в парламенте. А для этого надо, чтобы за нас проголосовали не 10 процентов населения, а хотя бы 35-40 процентов. Мы не умеем конъюнктурить - мы говорим правду, говорим то, что думаем, и не занимаемся спекуляцией на ложном патриотизме, то есть тем, чем так увлекается господин Проханов. Поэтому нам тяжелее собирать голоса... Оруэлл сказал, что демократия - это общество, в котором можно говорить то, что не нравится народу. Мы не говорим то, что нравится народу. То же самое касается и нашего западничества. Надо уметь конкурировать, а не бояться западного мира, не закрываться от него ракетами. Такая позиция погубит страну в целом. Однако такое мнение сейчас непопулярно. Гораздо проще говорить, как коммунисты или Жириновский: "Долой гнилой Запад, долой проклятых империалистов! Россия, самостийная и великая, сама во всем сумеет разобраться и все решить!.." Если так говорить, то отпадает всякая необходимость думать... Такими сказками и занимается Проханов, но он - надо отдать ему должное! - делает это искренне, тогда как большинство его сподвижников занимают такую позицию из-за условий конъюнктуры...

- У вас образ максимально крепкого, уверенного в себе человека...

- Я думаю, что человек может быть и крепким, и цельным, и уверенным в себе. Правда, если он человек думающий, человек страдающий и вообще человек, то, конечно, испытывает и взлеты, и падения, и страшные депрессии. В противном случае это просто бесчувственный робот.

- Однако как-то вы обмолвились о своей склонности в детстве к суициду...

- Это проявилось в 14 лет, то есть в подростковом возрасте. Мне помогли стихи. Хотя отчасти я смогла помочь себе сама, сумев разобраться в себе. Когда человек обращается к самому себе, он обязательно творит. Это может быть талантливо или нет, не в этом суть. Важно, что с помощью творчества человек может себя спасти.

- Стало быть, вам в детстве приходилось писать стихи?

- Я и сейчас пишу, но очень редко, в случае абсолютной внутренней катастрофы. Для меня стихи - это такой способ, как бы точнее выразиться... ну, чтобы не повеситься, а удержаться на поверхности...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1788
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1820
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1537
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
954

Другие новости