"То, что русскому хорошо, для иностранца - беда", - гласит пословица. Правильность сего умозаключения подтвердили недавно французы.
Известного скульптора Зураба Церетели осенила идея облагодетельствовать Париж памятниками Бальзаку. В общем-то, монументальный проект памятника творцу "Шагреневой кожи" уже не один год стоит в саду мастерской скульптора. И вот маэстро предложил властям Парижа установить за свой счет три памятника писателю.
Самый большой представляет из себя монумент из бронзы, камня, бетона, кирпича... В постаменте памятника предполагается разместить филиал московского Музея современного российского искусства. Два других памятника Бальзаку должны появиться соответственно перед мэрией французской столицы и в городе Ла-Рошель (том самом, который защищали на пари мушкетеры Дюма). Однако власти Парижа не нашли земли для возведения монументов этого русского классика. Думается, скульптор утешится отказом, поскольку идеи осеняют его одна за другой. К тому же рукописи не горят, скульптуры не расплавляются, а картины не выцветают. Во всяком случае, картины Зураба Церетели (подобно скульптурам, украшающим не одну столицу планеты) висят у многих сильных мира сего.
Мы спросили художника, правда ли, что одна из его картин висит в доме Буша-старшего.
- Не только у Буша-старшего, - ответил нам маэстро. - Висит и у Бейкера, и у Шульца, и у Тэтчер, у Рейгана - у многих.
- А у Владимира Путина?
- Если ему понравится мое искусство, почему нет? Мои картины висят у друзей. Если я знаю, что у них дома есть моя картина, значит, они любят искусство или любят мои работы. Я не из тех, кто ради саморекламы будет раздавать свои работы. Бейкер как-то сказал: "У меня и у моей жены утро начинается радостно потому, что в моей спальне висит работа Зураба Церетели "Цветы".