"Интурист" злил и бесил москвичей 30 лет. До самого момента, когда гостиницу решили снести. И вдруг ее стало жалко.
Конечно, она закрыла виды на Кремль, разрушила панорамы, вторглась в исторический центр и все такое. Но в ней не было ничего ужасного. Нормальный, честный модернизм 60-х годов. То же самое строили тогда в Европе и в Америке. Мы собезьянничали, но хрущевские шаги навстречу миру были важны, нужны и объяснимы.
Да и постановка здания в заповедном центре тоже понятна. Хрущев рассматривал свою задачу как возвращение к истинным революционным ценностям, искореженным сталинизмом. В архитектуре это означало реабилитацию конструктивизма. А конструктивисты строили свой новый мир.
Другое дело, что изначального драйва уже было не вернуть. И гостиница вышла скучноватой, простоватой, пресной. По сути - та же пятиэтажка, только поставленная на попа и облицованная стеклом. То ли она должна была быть выше, то ли формами - оригинальней... В общем - не получилось.
Так что жалеть, казалось бы, не о чем. Вот только проект нового отеля, сделанный архитектором Андреем Меерсоном, ничуть не интереснее. В улицу дом, конечно, вписывается лучше (ростом - вровень с Театром Ермоловой, формами - спокоен, декором напоминает соседей), но именно эта старательная мимикрия лишает его самостоятельного значения. Шедевра снова не будет. И от того, что одну робость мы заменяем другой, становится тоскливо.
А потом - это лишь "точечный удар" или начало процесса? Ведь если следовать логике столичных архитектурных генералов, в порядке исправления исторических ошибок следует снести и Дворец съездов, и гостиницу "Россия". Эти-то собратья "Интуриста" и вовсе в самом сердце Родины угнездились. И, заметьте, никаких панорам не закрывают, поскольку сами - в центре панорамы. Вот и выходит, что "Интурист" виноват только тем, что с краю оказался. В этом смысле Калининский проспект - еще виноватее. Едва появившись на свет, творение Посохина-старшего сразу же получило в архитектурной тусовке прозвище "Вставная челюсть Москвы". Новый Арбат и сегодня не дает покоя завистникам удачливого архитектора. Но ведь это какими глазами смотреть. А москвичи любят эти большие каменные книги, раскрытые в небе. Здесь легко дышится.
Над Москвой. | Кто знает, какие знаменитые ноги ступали по этим полам. |
Кувалда - оружие архитектурных революционеров. | Таким был "Интурист". |
Кто знает, какие знаменитые ноги ступали по этим лестницам. | Прошлое и настоящее. |
Холл первого этажа сегодня выглядит как после теракта. | Инутристовские комнаты уберут вместе с окнами и с стенами -насовсем. |
"Не вписавшуюся" в новую Москву гостиницу сносят, как и строили,-ударными темпами. | Помянем. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |