- У вас есть претензии к современному кино?
- Не могу сказать, что я очень компетентен в вопросах сегодняшнего кинематографа. Основное у меня - мой театр. Но мне кажется, главная проблема - вырваться из американских стереотипов и снимать собственное национальное кино, связанное с национальным характером, национальными традициями, которые, безусловно, есть в нашем кинематографе. Надо идти своим путем, а не копировать кинематографию других стран.
- Вы сейчас востребованы в кино?
- Нет.
- Стало быть, у Кирилла Лаврова творческий простой?
- Старый стал.
- А разве сейчас только молодых снимают?
- На стариков мало пишут ролей, а стариков-артистов - много.
- И все-таки Кирилл Лавров и старость - две вещи несовместные.
- К сожалению, это так. Время от времени меня приглашают куда-нибудь сняться. Например, Володя Бортко. У него, кстати, был очень интересный проект, связанный с "Мастером и Маргаритой", но, к сожалению, это дело лопнуло из-за каких-то финансовых проблем. А я должен был там играть Понтия Пилата. Для меня это была бы очень интересная работа. Жалко, что это не состоялось.
- Пилата бы играли по системе Станиславского или Лаврова?
- Систему Станиславского совсем не отвергаю, это великое дело, которое придумал Константин Сергеевич. К нему важно относиться творчески, а не как к застывшей догме - тогда все будет в порядке. А вообще это прекрасная система.
- Как бы вы оценили работу Большого драматического театра в Питере по пятибалльной системе?
- Затрудняюсь это сделать - здесь скорее зрители должны давать оценку. Но, судя по тому, что у нас практически на каждом спектакле полный зал, зрители голосуют за то, чтобы мы получили как минимум четыре с плюсом.
- Значит, держитесь на плаву?
- Да, стараемся. Вот выпустили премьеру "Дом, где разбиваются сердца" Бернарда Шоу.
- А вас на сцене мы увидим в новых вещах?
- У меня больше забот, чтобы больше играли мои артисты.
- И как живется вашим артистам?
- Артисты жалуются только в одном случае - если они мало играют. Это, наверное, единственная профессия, где люди так охочи до работы. Поэтому мне очень важно, чтобы максимально большее количество актеров участвовало в новых спектаклях. Что касается материальной стороны, конечно, живем достаточно сложно, трудно, но ничего - живем! Артисты нашли другие способы подрабатывать - за стенами театра, в антрепризах, в рекламе, еще где-то. У нас, слава богу, много знаменитых актеров, которых с удовольствием приглашают. Рынок таких услуг сейчас несколько изменился. Если раньше была эстрада, концерты, кино и радио, то сейчас это скорее антрепризы, участие в постановках других театров.
- Лидеры театров находят олигархов и делают из них спонсоров. Вы эту науку освоили?
- Это не совсем моя наука, потому что у меня есть администрация, директор, который занимается финансовыми проблемами.
- Их таланты - ничто по сравнению с талантом и обаянием Лаврова.
- Стараюсь этим обаянием пользоваться, и у нас есть фонд благотворителей, который очень много делает полезного для театра. Там собрались очень хорошие люди, которые действительно любят театр и, в частности, наш БДТ. Они стали друзьями у нас в коллективе, постоянно нам помогают, особенно в социальной сфере. И я за это им чрезвычайно признателен.
- У вас рука не тянется к перу, подобно многим вашим собратьям по сцене?
- У меня пока, к сожалению, нет на это времени, да и особой необходимости.
- Попросили бы Минпечати, чтобы помогли с литзаписчиком...
- На этот счет у меня есть предложения от людей, которые готовы мне в этом помочь, но все упирается в свободное время. Так что до мемуаров руки пока не доходят.
- Вы прислушиваетесь к критикам?
- Нет! Критик - это человек, который говорит автору, как бы сделал он сам, если бы умел. Причем это делается у нас настолько субъективно и настолько коммерциализировано: я даже знаю таксу - сколько нужно платить за хорошую статью о тебе, сколько за плохую - про кого-нибудь...
- С политиками дружите?
- Нет, с политиками особой связи у меня нет.
- А пойти в политику не хотели бы?
- Ни за что! Слава богу, что некоторые мои коллеги могут совмещать свою основную профессию с политической. Я же с трудом представляю, как можно совмещать работу в Думе, например, с полноценной творческой работой.
- Вы отпустили бы свою жену в политику?
- Она никогда не рвалась в нее, слава богу.
- Почитала бы Марию Арбатову и стала бы рваться!
- Нет, я бы ей не посоветовал. Зачем? Каждый должен заниматься своим делом и делать свое дело максимально хорошо - вот тогда будет порядок.