- Алексей, ваш фильм об Иване Алексеевиче Бунине "Дневник его жены" продолжает вызывать споры. Все упреки сводятся в основном к одному: почему вы показали великого человека с "невеликой" стороны?
- Во-первых, я не считаю, что мы показали Бунина с "невеликой" стороны. Мы показали человека в трудной жизненной ситуации: великий писатель, которому за 60 лет, полюбил молодую женщину, в связи с этим у него возникла масса конфликтов, которые ему приходилось преодолевать. Когда эта женщина, которую он очень любил, покидает его, Иван Алексеевич Бунин на три года замолкает - он не написал ни строчки. Лишь через три года он пишет цикл своих замечательных рассказов "Темные аллеи". Я и все мои коллеги, которые работали над этим фильмом, хотели только одного - чтобы зрители, которые смотрят наш фильм, попытались понять, что было на душе у этого человека, что он переживал и почему у него возникали затем замечательные строки, составившие его великие книги... Сценарий о Бунине, написанный Дуней Смирновой, получил премию в Америке на конкурсе сценариев, что редко бывает. Экспертная же комиссия Госкино, в которую входят уважаемые мной люди, в один голос проголосовала против. Я спрашивал: "Почему?" - "Зачем вы тащите грязное белье, разрушаете икону?" И - никаких объективных причин! Каждый фантазировал сам по себе. Тогда ситуацию спас Армен Николаевич Медведев, который в то время был главным в госприемке: он прочитал сценарий и отдал нам свои два голоса. Вообще ситуация менялась с совершенно непонятной быстротой, как на Олимпиаде. Меня поразили советы придерживаться каких-то канонов, невесть кем и когда установленных. Я понимаю, что раньше было проще: в учебнике литературы было сказано, кто такой Бунин. Шаг в сторону - расстрел. Но теперь иные времена. К тому же у меня была задача не показывать гнусные стороны в жизни Бунина или тем более его очернять - я хотел, чтобы на экране наш Бунин был максимально приближен к тому Бунину, который был на самом деле. Хотя, уверяю вас, мы очень смягчили образ Ивана Алексеевича: на самом деле, если следовать правде, надо было делать еще жестче, еще острее. Для любого здравомыслящего человека, который читал Бунина (и даже если его не читал), писатель, который может любить, ненавидеть, ругаться, искренне переживать, по-человечески кипеть, куда интересней той схемы, что в учебнике по литературе.
- Практически все роли в вашем последнем фильме сыграны на тот момент дилетантами - Смирновым, Будиной, Морозовой... У вас было желание сделать фильм с "ноу стар"?
- Если говорить об актерской профессии, то у нас снимался только один дилетант - Андрей Сергеевич Смирнов: он режиссер, сценарист. Но этот выбор как раз был определен с самого начала. Несмотря на всякого рода сомнения, сможет ли непрофессионал сыграть Ивана Алексеевича Бунина, я ни на секунду не сомневался. Меня даже не так обрадовало известие, что наш фильм на "Нике" признан лучшим фильмом года - для меня главным моментом истины стало вручение "Ники" за лучшую актерскую работу года Андрею Смирнову. Причем особенно приятно было то, что этот выбор сделали не любители и не дилетанты, а профессионалы-кинематографисты. Бунин - это та личность, которая при воплощении на киноэкране требует нестандартного подхода. Одного ремесла, актерского таланта и образования здесь мало. Андрей Смирнов - тот персонаж в жизни, который близок по настроению, эмоциональной отдаче, психофизике к Ивану Алексеевичу Бунину. И вот это для меня было самым главным.
- Кто еще пробовался на роль Бунина кроме Смирнова? Или фильм делался на него?
- Никаких других кандидатов не было. Это было решено однозначно. Что касается Ольги Будиной и Елены Морозовой - это актрисы с прекрасным актерским образованием Щукинского училища. До нашей картины Будина снималась у Панфилова. У Морозовой наш фильм действительно стал дебютом. Я рад, что мы некоторым образом дали путевку в жизнь этим актрисам, которые сейчас очень много снимаются. Дай бог, чтобы это продолжалось у них и в дальнейшем.
- Спектакль Лены Морозовой о Марлен Дитрих даже Владимир Путин посетил.
- Да, я был как раз на этом спектакле. Лена - очень талантливая актриса, я думаю, что у нее большое будущее и в театре, и в кино. Я увидел ее, никому не известную актрису, увидел в "Дебют-центре" в спектакле молодого режиссера, где она сыграла в одной пьесе сразу несколько ролей - 15-летнего мальчика, молодую женщину и т.д. После этого я, ни на секунду не сомневаясь, пригласил Лену в эту картину, и практически тут же она была утверждена на роль.
- Почему вы ушли из документалистов в игровики?
- Во-первых, я не уходил. Просто у меня временно интерес сместился в сторону игрового кино. К тому же произошла чистая случайность: художественная лента "Мания Жизели" возникла из фильма документального. Просто героиня фильма умерла - наступил выбор: или остановиться, или пытаться реализовать замысел другими средствами. Мне стало безумно интересно попытаться построить жизнь с актерами в кадре. В игровом кино было столько неизведанного, того, чего мне не удавалось полностью реализовать в документальных фильмах. У меня ощущение, что в игровом кино для меня таится еще масса неизведанных путей, которые мне предстоит открыть. И поэтому мне сейчас интересно. К тому же есть и классические примеры: Александр Сокуров, скажем, занимается и документальным, и игровым кинематографом.
- Говорят, трава растет лучше, если ее топчут. Когда вам лучше работалось - при застое, в перестройку или сейчас?
- Абсолютно однозначно - сейчас работается лучше: я могу делать то, что я хочу. Впрочем, раньше был гнет идеологии - я сам с этим сталкивался, приходилось в своих документальных картинах или находить компромисс, или ругаться, или закрывать свои фильмы. Сейчас появился другой гнет - финансовый. Проекты, которые мне хотелось бы сделать, очень дорогостоящие. Что лучше? Я думаю, что ситуация сейчас более перспективна, потому что ты имеешь возможность доказывать - прежде всего зрителю, - что твое кино интересно. Если оно интересно, значит, его необходимо финансировать, поскольку оно востребовано. То есть вся ситуация зависит полностью от тебя самого. И это мне более подходит.
- Как у вас продвигаются дела с новыми проектами?
- Они оба в движении. На сегодняшний день по совместной с американцами картине с условным названием "Дом Черчилля" заканчивается написание второго варианта сценария. Это процесс и творческий, и политический, и, кстати говоря, идеологический. Идет он небыстро, нужно время. Историю эту написал замечательный режиссер Александр Рогожкин. Сам он не собирался ставить эту картину, и я получил от него его историю. Действие происходит в 1943 году, война, Мурманск, куда приходят конвои союзников с техникой и продуктами. Для западных моряков открывается некий "дом интернациональной дружбы", где работало много красивых русских женщин. История любовная и трагическая, потому что в конце все эти женщины погибают. Мы сейчас ведем переговоры с американской стороной, пока они (тьфу-тьфу) продвигаются успешно. Возможно, возникнет действительно первый совместный российско-американский фильм - в истории современной России такого не было. Он будет абсолютно равноправным, и в нем будут сниматься американские и российские актеры. Последний фактор, а также полная драматизма история, мне кажется, позволяют сделать фильм, который будет интересен и в России, и в мире.
На сегодняшний день мы начинаем подготовительный период по сценарию одного из лучших отечественных сценаристов Александра Миндадзе. Очень интересная, необычная психологическая и эмоциональная история, не буду ее пересказывать, скажу только, что время действия - 1957 год, один из героев этого повествования - Юрий Гагарин. Я надеюсь, что в конце августа мы начнем снимать. Я для себя поставил, как мне кажется, реальную перспективу - до конца года мы должны снять картину Миндадзе и, дай бог, в следующем году - "Дом Черчилля".
- Какова ваша аудитория? Верно ли утверждение, что Алексей Учитель - режиссер, снимающий фильмы об интеллигенции и для интеллигенции?
- Я снимаю фильмы не об интеллигенции, хотя невольно происходит так, что мои герои - интеллигентные люди. Кстати, те, кто со мной работают и кто у меня снимаются, тоже обладают этим внутренним качеством - интеллигентностью. Что касается фильмов для интеллигенции, я надеюсь, что мои картины воспринимают многие-многие наши зрители, среди них - вся интеллигенция страны. В этом моя надежда.