0
1126
Газета Антракт Интернет-версия

13.04.2002 00:00:00

Категорический противник моды

Тэги: евстигнеев, кино, режиссер


евстигнеев, кино, режиссер

Едва перешагнув порог дома Дениса Евстигнеева, я увидела светлую, просторную квартиру с фотографиями, картинами, с компьютером и старой деревянной мебелью. "Да, у вас хорошо", - сказала я, чтобы как-то начать общение.

Евстигнеев усмехнулся: "Да, у меня хорошо".

Я посмотрела на круглый деревянный стол, который стоит на светлом деревянном полу, потом села на скрипучий деревянный стул и деревянно улыбнулась: "Мне очень понравился ваш фильм "Займемся любовью". Это было приглашение к беседе, но Евстигнеев отреагировал вяло - закурил и тихо сказал: "Спасибо". Солнце светило прямо из прорубленного в потолке окна, и я решила "убить" собеседника серьезным и глубоко личным вопросом.

- Коснулся ли вас кризис среднего возраста, который, по мнению социологов, непременно случается с людьми в 37-40 лет?

- Нет. Кризис среднего возраста бывает, когда у человека нет тыла: профессии, друзей, семьи. У меня все это есть...

- Скажите, к сорока годам вы не разочаровались в кинорежиссуре?

- Главное, что я не разочаровался в самом кино. Оно мне интересно: я понял, что я там ничего не знаю. Я до сих пор нервничаю во время съемок, потому что состояние творчества - это всегда состояние неопределенности. Что такое режиссура? Это страшный наркотик. Это когда у тебя за спиной человек сто, а впереди никого нет - и ты оказываешься крайним. А оказаться крайним в любой жизненной ситуации безумно страшно. Но и безумно увлекательно, потому что в этой ситуации решение принимаешь только ты. Вырабатывается очень сильная зависимость от этой профессии.

- Судя по слову "наркотик", работа для вас - настоящая релаксация. И, видимо, искать иные способы расслабления вам уже не надо?

- Кино - это тяжелая психологическая работа. Двадцать четыре часа в течение трех-шести месяцев ты буквально живешь на съемочной площадке, в этом дурдоме... Во время съемок расслабляться и некогда, и невозможно - "выпадешь" из жесткого графика, в котором, кроме тебя, также жестко задействованы слишком многие.

- Вы могли бы назвать себя независимым человеком?

- Смотря от кого.

- А от кого вы можете быть зависимы?

- От мамы, от своих близких...

- Если бы мама не одобрила кандидатуру вашей жены - этой женщины рядом не было бы?

- Мне сложно ответить┘ Но однажды, в моей юности, мама негативно отнеслась к какой-то девочке, которая была мне интересна. И в итоге... девочка перестала меня интересовать.

- Почему?

- Не знаю... Все слова наших близких откладываются в голове. Я доверяю маме, и ее слова, естественно, имеют свое воздействие.

- Дочь Сталина публично осудила своего отца, дочь Кастро - сделала то же самое. Гипотетический вопрос: вы могли бы, будучи сыном тирана, публично сражаться с ним, смогли бы быть Павликом Морозовым?

- Ну нет! Семья - это корпорация. Члены корпорации должны или уйти из нее, или принять ее условия. Вообще ваш вопрос - для драматургии Шекспира. Это художественная тема, которая к жизни не имеет отношения. Если бы человек, увидев в зеркале свое лицо, мог удивиться! Но он настолько привыкает к себе, что его лицо становится "невнятным", "стертым" для собственного восприятия. Так же привычны нам и лица родителей. Неожиданного прозрения по отношению к своим родителям нет и не может быть. Есть ситуация ежедневных компромиссов, ежедневных оправданий друг друга. В жизни вдруг не бывает. Вдруг бывает в искусстве. Гамлет вдруг увидел отца-призрака, и это резко изменило всю его жизнь.

- Зачем вам, взрослому мужчине, снимать фильм о 17-19-летних? Вы пытаетесь заигрывать с поколением next?

- Нет. Просто я хотел сделать фильм о любви, и этот возраст - самое время для подобной темы. И еще. Я понял: если у меня получится показать на экране живых интересных людей, фильм будет интересен людям любого возраста. Мне кажется, что свежая кровь, новое поколение для зрителя обаятельнее и привлекательнее любых суперзвезд. Главного героя, Игоря Тюленева, играет Кирилл Малов, студент первого курса Щукинского училища. Он настоящая удача для нашего фильма. Я искал главного героя четыре месяца, отсмотрел две тысячи ребят. Но ни в ком из них не было того светлого наива, который заставляет улыбнуться молодости этого человека. И произошло чудо - появился Кирилл. Зашел, сел, закрыл лицо руками. Мы уговаривали его открыть, он - ни в какую!

- Умолили?

- Да. Он открыл лицо, просидел, не говоря ни одного слова, потом вдруг встал, сказал, что сниматься не будет, и на полусогнутых ногах ушел.

- А потом?

- Оказалось, что ко мне на "Мосфильм" пришел именно тот человек, который был написан в сценарии. Кирилл - замечательный актер и очень странный, необычный человек. Я лично до сих пор не разобрался: он играл в моем фильме Тюленя или он такой и есть? Не было бы такого Кирилла, не было бы и фильма.

- "Займемся любовью" - это незамысловатая история о том, как некий студент-девственник очень хочет секса. Но девушки над ним смеются. Даже проститутки от него убегают. История грустная и простая. Но, между делом, эдак походя, вы показали не в лучшем свете и армию, и студенческий быт, и мафию, и проституток┘ Меня поразило, как это сделано: без напора, но очень страшно.

- Признаться, не ожидал именно таких впечатлений, потому что я в этом фильме принципиально отказался от всякой социальности. Я намеренно избегал ужасов сегодняшней жизни, наркотиков┘

Фильм всего лишь о том, как семнадцатилетний человек, стремясь обрести первый сексуальный опыт, находит свою первую любовь. Милиция, армия, проститутки, безденежье, институт судебной медицины, то есть фактически морг, - это пространство антисекса вокруг мечты героя о сексе. Герой должен был пройти вот эти круги "ада", противостоящие его цели.

- На мой взгляд, вы сняли почти голливудскую лирическую комедию. В России откровенный лиризм почему-то воспринимается как гиперсентиментализм и не приветствуется. Мы стесняемся быть слабыми или наша врожденная природа "требует" жестокой драмы?

- На мой взгляд, у нас более суровое отношение к себе, к миру и - как следствие - к киносюжетам. Чтобы в нашем кино герой доказал правильность своих идей, он обязательно должен умереть. А в американском кино он обязан остаться в живых! Это проблема разного подхода к истории, религии. Для нашей культурной традиции неорганично оставлять героя в живых.

- Как же вы решились поступить вопреки нашим жестоким традициям?

- Герой фильма не рушит стены, он только входит в жизнь, созерцает ее и чему-то учится. Зачем же его умерщвлять, если у него вся жизнь впереди!

- "Займемся любовью" разительно отличается от всего того, что вы делали в кино раньше. После просмотра возникает ощущение, будто фильм снимал никому не известный режиссер, но никак не Денис Евстигнеев.

- Я никогда так не переживал, как на съемках этой картины, - просто умирал от страха. Эта работа заставила меня на многое посмотреть по-другому, и прежде всего на самого себя. Я понимал, что могу снять хорошее кино, если откажусь от каких-то личных амбиций. Я снимал эту картину так, как будто она первая в моей жизни.

- Всякий новичок мечтает стать модным режиссером┘

- (Перебивает.) Я категорический противник моды.

- Кривите душой.

- Клянусь, что нет! Мода в кино поверхностна и сиюминутна, она не имеет отношения к искусству.

- Мода - это коммуникационный процесс, посредник между разными людьми. Мода часто эпатирует, но это же хорошо? Искусство обязано удивлять.

- Я готов удивлять зрителя историями страсти, историями жизни людей, но удивить клипом, где все будут по потолку ходить, не хочу! Путь моего удивления - эмоции. Я не очень люблю формальное творчество. Мне интересно делать реалистическое кино и копаться в психологических нюансах.

- В вашем фильме звучит много музыки - и Чичерина, и Дибров. А какую музыку предпочитаете вы лично?

- Открою вам секрет: я музыку не слушаю. Я от музыки устаю, лишние звуки меня нервируют.

- А как же жена? Когда она в доме, то, наверное, имеет свойство издавать много звуков┘ Она у вас говорит?

- К звукам человеческого голоса я уже привык.

- А в гости ходите?

- Да. Я люблю хорошие компании. Но официальные приемы меня страшно утомляют, я стараюсь их избегать. За исключением всяких церемоний, имеющих отношение к кино. Там я бываю, потому что считаю их частью моей профессии.

- Сейчас многие актеры и режиссеры занимаются бизнесом, открывают магазины, рестораны. Вы чем-то подобным занимаетесь?

- К сожалению, нет. Я бы с удовольствием что-нибудь открыл левой ногой, но, как показывает жизнь, одной левой ничего сделать не получается. А бросать кино ради ресторана или магазина я не хочу.

- В фильме вы декларируете романтическое отношение к любви и почти донжуанское отношение к женщине. Вы придерживаетесь этих позиций в жизни?

- Не могу сказать, что я человек циничный, но и особой романтики в себе я никогда не находил. У меня отец был очень сентиментальным человеком. Например, когда он видел по телевизору пионера в галстуке - у него по щекам текли слезы. Наверное, он что-то вспоминал и был настолько душевно мягок, что от воспоминания плакал.

- Вы сын Евгения Евстигнеева и Галины Волчек, вас это радует или "мучает"?

- Мучило, когда был молодой - страдал и комплексовал. Боялся, что меня ценят не за мои достоинства, а за то, что я сын знаменитых артистов. Но время избавило меня от этого недуга.

- Чего вы больше всего боитесь в жизни?

- Да ничего, наверное.

- Быть такого не может! Не боитесь появления маньяка, когда идете по темной безлюдной улице?

- Пока не встретил - не боюсь, когда встречу - обязательно отвечу вам, какие чувства испытал.

- Маме жалуетесь, если в семье или на работе неприятности?

- Нет. Никому не жалуюсь. Все в себе держу. Пытаюсь выдавить из себя негатив долгим и упорным молчанием.

- Вы молчун?

- Да, я говорю меньше, чем надо.

- А за женщинами тоже молча ухаживаете?

- В процессе ухаживания важно не количество произнесенных слов, а их качество.

- Насколько важна для вас в браке или в дружбе психологическая совместимость?

- Для меня важнее человеческая несовместимость. В любом общении главное, чтобы не было скучно. А чтоб было не скучно, нужны антагонисты, нужны люди с разными позициями, с разным юмором, с разным плачем. Это создает конфликт, который всегда движет историю - и в кино, и в жизни. Мне кажется, что самые безнадежные отношения - это когда два "голубя" встречаются и воркуют. Это воркование может продлиться полгода, а дальше им уже не о чем будет разговаривать!

- Вы ревнивый?

- Я не Отелло.

- В армии служили?

- Да

- В каких войсках?

- В билете у меня написано: в военное время специалист ансамбля песни и пляски.

- Боже! Да вы же музыку не любите, как же вы поете?

- Я не пою.

- Так что же будет, если война начнется?

- Запою!

- Гвозди в стены родные вбиваете? Что-то делаете руками в доме?

- Только под большим давлением. Но у меня есть дрель!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1327
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3206
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2302
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1842

Другие новости