Активной жизнью живет современная русская литература, и в этом ей помогают┘ иностранцы. В частности, в последние годы Великобританию, как немногих, беспокоит состояние нашей словесности. Известно, что именно англичане практически первые на книжном рынке нашего отечества завели нововведение под названием частная (независимая) литературная премия. Имеется в виду Русский Букер, который сделан по их английскому аналогу. Лояльность русскому тексту англичане продемонстрировали в очередной раз. В своем московском посольстве они собрали литераторов, критиков, главных редакторов и издателей, подали чай и кофе с молоком, а также другие популярные напитки, пытаясь сделать таким образом обсуждение наболевшего - проблемы совместимости "Словесности и коммерции" - светским мероприятием. Именно так значилась в программе тема предложенного на встрече разговора.
Оказалось, критики и издатели совсем не желали друг друга слышать и видеть. Задуманная как чинная беседа, однако, вылилась в перебранку. Да и что тут сделаешь после издательских замечаний о том, что "тиражи есть, а литературы нет" и мы (многие как будто этого не знали или не заметили) давно живем в обществе потребления, поэтому не будет больше в России великой русской литературы. Не обращая внимания на реакцию зала, издатели продолжали злить беспокойных, вкладывая в головы собравшимся новые понятия и термины, заверяя, что с русской литературой давно живут другими проблемами и другой жизнью. Однако силящимся понять проблему журналистам ("Хоть намекните - какой?") ответ остался неизвестен.
Тем временем самые темпераментные и эмоциональные (какими неожиданно показали себя русские критики), вероятно, не согласные с такими выводами, в порыве страсти периодически покидали собрание, протестуя, по всей видимости, против новых литературных понятий, введенных в наш обиход издателями, - типа "продюсирование книги". Среди таковых были замечены Сергей Чупринин и Андрей Немзер.
Спокойно и размеренно вели себя маститые писатели, которым больше нравилось в перерывах между спорами принимать шотландское виски или английский джин. Так демонстрировали свое величие Владимир Войнович и Владимир Маканин.
Ничто не могло примирить стороны, но угомонились на том, что "у нас была страна, самая читающая в мире Пикуля, а теперь страна, самая читающая в мире Акунина". По крайней мере этот тезис всех немало позабавил, и дело не дошло до потасовки.
Единственное сообщение, которое приняли благостно, было сообщение о новом составе Букеровского жюри. Его, кстати, возглавит Владимир Маканин, а работать в нем станут Андрей Волос и Александр Городницкий.
Все мероприятие, однако, выглядело вполне живо. Может, мы понравились англичанам и они еще позовут когда в посольство?