Иван Петрович Белкин, под именем которого укрылся Пушкин в цикле своих знаменитых повестей, вновь появился в русской словесности. Вся же литературная общественность живо принялась искать в своих кругах авторов повестей - именем Белкина названа новая премия на лучшее "эпическое произведение небольшого размера" (так в словаре объясняется, что такое повесть). Походя был брошен камешек в адрес Букера: мол, половина произведений, номинированных на Букера в качестве романа, на самом деле по жанру - повести.
Лучшие литераторы России, возглавляемые председателем жюри Фазилем Искандером, пытались найти если не высокий стиль, то элегантность изложения в предложенном для оценки материале. Вердикт прост и короток: "литература сегодняшняя грустна, печальна, безнадежна - по мировосприятию". Но это лишь мнение Искандера.
Пушкинских повестей было пять - поэтому это число в премиальном пространстве стало сакральным: пять членов жюри, 5000 долларов главному лауреату (но и другие не будут обижены, им достанется по 500 долларов). Естественно, финалистов - тоже пять. (Кто-то мрачно пошутил, что выбирать лауреата надо исключительно по пятому пункту в старом паспорте.) Правда, на этот раз жюри после долгих споров объявило список из шести фамилий - и таким образом опять продублировало букеровскую "шестерку". Еще одна интрига - учреждение премии "Гробовщик" для критика, который устроил самый страшный "разнос" той повести, которая получит в результате главную премию. Ее размер остался пока неизвестен.
В заключение официальной части Наталья Иванова подняла ладошку и дала старт - на фуршет. На ее руке было пять пальцев. Этим славным символом и завершилось мероприятие.