Есть в ближнем Подмосковье одно славное местечко. Оно знаменито тем, что любовь к людям там не знает границ, и называется оно Белые Столбы (или просто Столбики). Когда в обществе вдруг звучит это немудреное словосочетание, все лишь снисходительно улыбаются. Есть мнение, что именно в Белых Столбах расположена знаменитая психлечебница. Все это, однако, не во всем соответствует действительности. Больница вышеназванная расположена на станции Столбовая, что находится совершенно на другой ветке подмосковной железной дороги. А легенду о знаменитых Белых Столбах попросту выдумал кто-то из безответственных русских писателей.
В настоящих же Белых Столбах, не менее знаменитых, находится крупнейшее в мире кинособрание - Госфильмофонд России, который каждый год проводит фестиваль архивного кино. В кинохранилище собраны почти все фильмы, созданные в мировом кино, и уж все кинематографические шедевры - во всяком случае. Хуциев и Герман, Абдрашитов и Хотиненко, Михалков и Кончаловский при встрече не преминут рассказать вам миллион историй о том, как они в свое время пробирались сюда, чтобы увидеть буквально "из-под полы" образцы мирового кино. Смотрели-смотрели, чтобы потом не повторяться. Ну, словом, только знакомый с лучшими примерами и историей может создать что-то свое. По старой памяти вышеназванные товарищи еще иногда заезжают в Госфильмофонд и убеждаются, что дела здесь идут хорошо. А вот Анатолий Гребнев, прибывший сюда после 20-летнего отсутствия, вообще пришел в изумление, увидев вдруг райский уголок. По секрету он признался, что предполагал застать руины и наблюдать занесенные снегом коробки с выброшенной на ветер пленкой, но с удивлением обнаружил, что все вокруг и плавает, и летает.
Однако мнение о том, что писатели иногда предрекают, часто оказывается справедливым. Итак, соответствуя предсказанию неизвестного автора, в головах прибывших в Столбики все-таки происходит легкое помутнение.
"Все для людей" - лозунг фестиваля, и организаторы смотра предусмотрели многочисленные нюансы необычного поведения своих гостей. Дорога в просмотровый зал тяжела и опасна: по расчищенной тропинке надо преодолеть целых 150 шагов. А вот как облегчить дорогу в кино, могли додуматься только здесь: возвели ледяную горку в виде дракона (знак Госфильмофонда России). Забравшись на нее, каждый мог, элегантно присев на специальную досточку для катания с горы (тоже с маленьким дракончиком), все так же элегантно с горы спуститься и попасть сразу же в открытую дверь фестивального центра. Таким образом, путь сокращался на целых 30 шагов. Все, начиная с проректора ВГИКа Аллы Золотухиной и заканчивая студентами этого вуза, освоили увлекательный маршрут.
С детства каждый любитель кино знает, что стаканчик пива с утра обостряет зрение. И вот в гостиной фестивального центра, которая предваряет вход в просмотровый зал, разбит буфет, где с того самого утра, когда начался киносмотр, и до того самого вечера, когда он завершился, подавали целебный напиток жаждущим лучше увидеть прекрасное. В программе предусматривались и заседания научных секций. Для удобства обсуждения они по традиции ежевечерне проходили в бане, собирая лучших историков кино и его критиков.
В Столбиках (повторим еще раз) так любят людей, что завели даже специальную "Аллею любви". Она проложена в красивой березовой роще и выглядит великолепно и днем, когда светит солнце, и ночью, освещенная мириадами звезд. Немало был потрясен прогулкой по этой знаменитой аллее Никита Михалков, заехавший на фестиваль поучаствовать в кинематографической дискуссии с экзотическим, кстати, названием "Снимать по-русски". Он прикатил на машине с мигалками, где, вероятно, вспоминал, как в студенчестве прибывал сюда на электричке и отсматривал по шесть картин в день. Будучи сообразительным по природе своей, он быстро понял: чтобы ощутить всю любовь и красоту, не пропустив ни йоты, нужно быстро обежать все столбовые дорожки, иногда даже падая в снег. Выйдя на знаменитую тропу вместе с президентом фестиваля (бывшим директором Госфильмофонда и ныне заместителем министра культуры) Владимиром Малышевым, Михалков острым взглядом приметил большие скворечники, развешенные на деревьях на высоте человеческого роста. Предположив, что скворцы так обессилели, что не в состоянии забираться выше, он сразу решил проверить их жизнь в скверную погоду. Открыв птичьи домики рукой, он увидел сухарики, сало и соленые огурчики, которые с некоторых пор тоже входят в птичий рацион. А в серебристых термосах им был обнаружен самогон - вода ведь на морозе замерзает. (Кстати, целых десять человек претендовали на роль победителя в конкурсе на лучший напиток для скворцов. В результате был выбран единственный, который и стал главным питанием на время холодной русской зимы.) Убедившись в качестве напитка, председатель Союза кинематографистов Михалков понял, что и скворцы могут жить как люди - киноспор (куда прибыл Михалков) скандалом не закончился.
Что бы еще мог увидеть министр культуры, который на этот раз не посетил фестиваль в силу занятости на разных юбилейных мероприятиях, осталось неизвестно. Однако известно, что этот знаменитый фестиваль проходит при поддержке министерства. А это значит, что его руководитель в Белых Столбах все хорошо знает. Так же, как хорошо знают здесь многое разные послы, министры и члены правительства.
Ну а кино, кино - совсем другое дело. И представляете, какое оно при такой любви к людям получается!