- Татьяна, что означает для вас Новый год?
- Единственный из гражданских праздников, который я воспринимаю как настоящий. Я страшно не люблю дни рождения - не хочется считать свои годы. А в Новый год происходит объективное движение времени, лишенное личного оттенка. В детстве Новый год - просто радость, а когда начинаешь что-то в жизни понимать, он заставляет оглядываться, подводить некоторые итоги. Новый год - это сакральный момент.
- Сейчас большое значение приобрело Рождество...
- Рождество у нас оказалось связанным с Новым годом не только близостью дат, но и самим фактом зимы, стало праздником зимы. В ХХ веке мы так устали от навязанных нам праздников, которые были обязаны отмечать, что возвращение старинных обычаев вызвало большую радость и воодушевление. Снова появился светлый праздник, радостные ритуалы - колядки и прочее. Мы пытаемся поучаствовать в возрождении традиции празднования светлого Рождества и 8 января разыграем вертеп. За этим словом у нас закрепилось сомнительное значение, на самом деле вертеп - действо под названием "Смерть царя Ирода", которое в былые времена игралось на ярмарках, оно связывало славянскую мифологию и систему христианского мировоззрения. В нашем представлении примет участие достаточно неожиданный круг участников: оркестр "Гнесинские виртуозы", ансамбль древнерусской музыки "Сирин", наш ансамбль, рок-группа "Вежливый отказ", ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, хореографическая группа и так далее. Мы принципиально отказались от режиссера, важное место займет импровизация. Оригинальную музыку написал композитор Павел Карманов.
- В подобного рода представлениях есть опасность впасть в одну из крайностей: либо дубовую православную серьезность, либо развязное богохульство...
- Я, как церковный человек, могу сказать, что та самая "дубовая православная серьезность" - свойство неофитов. У всех участников достаточно вкуса, чтобы не вывалиться ни в одну из крайностей. Мы хотим светлого, радостного праздника. Народ всегда отмечал Рождество очень свободно: кончалась церковная служба и начиналась буйная радость.
Есть еще один момент: в представлении будет неизбежно хождение на грани кича. Мы попытаемся по этой грани пройти и восстановить связь с той ритуальностью и обрядовостью, которая была присуща вертепному действу в былые времена.
- Вы рассказали мне любопытную вещь: как-то на больших гастролях по жарким странам вы испытывали безотчетный дискомфорт, а по возвращении поняли - вы пропустили зиму. Почему зима важна для вас?
- Я считаю, что человек должен жить в той климатической зоне, где он рожден. Ее законы все равно дадут о себе знать. Помню, я была очень рада, когда у нас появилось продуктовое изобилие. Я ела свежие огурцы, помидоры, баклажаны зимой, а когда настала весна, вдруг обнаружилось, что свежие огурчики, которых раньше так ждали, меня совершенно не радуют. Я с ужасом поняла, что мой организм все перепутал. Теперь я пытаюсь восстановить для себя времена года. Зима для русского человека - очень важный момент.
- Зима для вас музыкальное время года?
- Как для человека концертного зима для меня время напряженной игры на сцене. Если говорить обо мне как о "внутреннем музыканте", то мне очень хорошо осенью и весной.
- Существует ли музыкальное произведение, в котором, с вашей точки зрения, наиболее полно выражена магия зимы?
- Ответ мой будет на грани кича: по-моему, совершенно потрясающа "Зима" Вивальди. Я играла ее по меньшей мере тысячу раз и всегда находила в ней свежесть и точность. У Вивальди есть один момент, который столько времени не отпускает весь мир - особая "щемящесть" музыки. Например, во "Временах года" Чайковского, бесспорно, есть искреннее чувство, но та самая "щемящесть" музыки Вивальди выводит ее за пределы человеческого чувства. Именно поэтому ее так активно использует попса - ею легко "зацепить" человека...