0
1604
Газета Антракт Интернет-версия

03.11.2001 00:00:00

Тот самый Сухоруков

Тэги: сухоруков, театр, актер


-Виктор, расскажите о ваших московских впечатлениях.

- Вот приехал я сейчас в Москву. И как она меня встретила? Иду по улице Долгорукова - какой-то адвокат автограф взял на важном документе. А потом сразу же какой-то парень подошел, ну совсем шпаненок, и тоже автограф взял. Через квартал смотрю, за мной две женщины идут и говорят обо мне: "ой, какой хороший человек идет, в "Брате" играл┘" Захожу в метро. Парень, высокий, нарядный, вдруг поворачивается и в полном удивлении говорит: "Ой, здравствуйте! Не ожидал вас здесь встретить. Вы и в метро?" А я всегда в метро езжу! На днях группа ребят поспорила: Сухоруков я или нет? Когда выяснилось, что я и есть тот самый "лысый" Сухоруков, - они кинулись щупать меня за локти, за плечи. Но особенно не хамили.

Некоторые говорят, что солидный актер должен думать о своем имидже, о причастности к какому-то кругу людей, вроде бы надо точно понимать, кем ты ангажирован┘ Но я ничей! Я - кот, гуляющий сам по себе. Только поэтому я всегда достигал своих целей! Я мечтал стать актером - и стал им, хотя моя мечта как будто не соответствовала моему внешнему виду. Я до ГИТИСа часто слышал, как обо мне говорили: "Господи, Сухоруков - артист? Это же нонсенс".

- Почему они так говорили, не понимаю?

- Ну какой я артист - лопоухий, маленький, конопатый, смешной. Верил в свою мечту только я один. Наверное, я вообще очень одинок, но, с другой стороны, может быть, одиночество и независимость - родственные категории. Независимость возникает либо оттого, что тебя не принимают, либо не воспринимают, либо отвергают, - и ты невольно остаешься один на один со своей жизнью. Ты ни к кому и ни к чему не принадлежишь, а не принадлежишь, потому что не сделал того, что требуют. Причастность к чему-либо обязывает тебя исполнять определенный долг, ты должен сделать некий взнос в кассу тусовки. А меня это не устраивает. Я могу любить общность этих людей, но то, что они делают, меня может не устраивать. Как мне быть? Я никогда не буду никого осуждать за их поступки, вкусы, пристрастия - бог с ними┘ И для меня не существует запретных тем. В этом мой демократизм. В жизни и профессии я существую по принципу "что такое хорошо и что такое плохо", а не по принципу "что можно, а чего нельзя". Мне все можно!

- Что вы называете хорошим и плохим? Вы имеете в виду объективные критерии или субъективные?

- Да! Только субъективный подход. Например, я говорю - вот это место я хочу сыграть таким образом. В ответ слышу: "Фу┘ Нет, так нельзя!" Слово "нельзя" нужно отбросить, особенно в искусстве. Можно все. Другое дело, как? Как сделать, чтобы твои деяния не обижали и не унижали человеческое достоинство окружающих. Хотя о морали у всех свое представление. Одни на улице плюются и считают, что это нормально. А другие руки в карманах держат, но считают, что это глубоко ненормально. Вот в чем дело.

- Есть актеры, которые запомнились большими ролями, а есть не менее большие, которые запомнились парой фраз, например "Муля, не нервируй меня". Вы какую судьбу предпочитаете?

- У меня есть на это замечательный ответ! На канале "Культура" Карен Шахназаров высоко оценивал работы Щукина, Штрауха и дошел до фильма "Комедия строгого режима", поставив меня в обойму классических образов Ленина, сыгранных великими актерами. Но он не заметил, что я играл не Ленина, а заключенного Зуева, которому поручили роль Ленина в тюремном концерте, посвященном столетию Ильича. И мне лестно, что он заметил меня, но не заметил разницы в сути того, что я играл! Так вот, отвечаю на вопрос: если я найду фразу, которую гениально сыграю, - все! Достаточно!

- Какой вам видится сегодняшняя Москва?

- Есть такая нация. Ее создает мегаполис, сам город. Удивительно. А вот Питер - это антикварная вещь. Это штучный товар. И люди там - штучные┘

- А чем отличается питерская публика?

- Окраинностью. Не ограниченностью, а именно окраинностью. Они скупы в желаниях, скупы в эмоциональных выражениях, спокойны в поступках, деликатны в поведении. Если бы аферист встретил москвича и питерца - он быстрее бы надул последнего. Москвич, может быть, надул бы его сам! Питерская публика очень доверчива. И менее цинична.

Вообще: век живи - век учись и все равно дураком помрешь. Никто не знает, кем мы будем помирать. А учиться приходится каждый день! Я сделал для себя открытие - любить профессию очень трудно! Тяжко. Демагогично звучит, но это так. Я хотел всегда, чтобы меня заметили, и, играя в спектакле "Маленький принц", будучи приглашенным актером из Петербурга, я хотел понравиться московской элите┘ Слишком старался и┘

- Надорвались?

- Не знаю┘ Но отчего-то хочется плакать.

- Иногда один талант "убивает" другой. Как всякое превосходство, талант способен задавить чью-то работу, а иногда и чью-то жизнь.

- Нет, талант - это здорово!!! Я уважаю талантливых людей! Я буду обслуживать талант на сцене. Я ему не дам подавлять - я уйду из игры и буду его обслуживать. Ничего страшного, ведь я почти не завистлив. У меня нет никакой болезненности по отношению к гению.

- А вы злопамятный человек?

- Злая память подразумевает боль, а я не делаю боли!

Я сниматься начал всего десять лет назад. По жесточайшей случайности. Меня до сорока лет в упор не видели! А я мог сделать то, что уже не дано сегодня! Потому что со временем приходят мудрость, истеричность, болезни, дурная кровь. Но уходит порыв, молодость, свежесть. Мне кажется, что даже у юмора есть возраст. И у молодости юмор другой: он не только на кончике языка - он в зрачках, он в подергивании бровей, он в походке!

- Почему так много откровенно бездарных людей в кино? Они же топят само понятие искусства? Чтобы в Голливуде "забыли" о звезде уровня Дины Корзун? Я такое представить себе не могу. А у нас - это норма. И где Корзун?

- У нас в стране вообще принято забывать о человеке. У нас традиция - толкать своего. Иногда огромную роль играют деньги┘ Редко, но для карьеры решающим является совпадение "группы крови". Совпадение актера и режиссера! Это как муж с женой. "Ой, почему ты развелся в пятый раз?" А он не знает, потому что его половинка где-то в Бумбурдилии папуасит. Он здесь одну за другой меняет только оттого, что его единственная под пальмой сидит!

И в кино - повезет, если попасть под нужную пальму.

Леша Балабанов взял меня в "Случайные дни" только потому, что ему понравился мой ответ на пробах, где я вместо слова "вздутие" сказал слово "опухоль" и все! Еще я пожалел бить об пол венский стул - антиквариат, как можно?! Балабанову моя старушечья бережливость понравилась! Но я готов к забвению, я знаю, что в конце концов меня бросят! Но когда мне будет плохо, я всегда позвоню Сельянову и скажу: "Сергей Михайлович, на хлеб нет!" И он мне даст! Я знаю! Работу не даст, а на хлеб даст. А говоря о таланте, который не востребован, - Дина Корзун, увы, должна просить┘

- Вы просили?

- Да.

- И помогало?

- Нет! Но прежде чем взять тяпку и пойти в огород, я обязательно приду и спрошу: а почему вы меня не снимаете? Может быть, мой типаж себя изжил? И я - изменю себя как смогу, изменю типаж!

И еще. Иногда режиссер боится, что актер настолько талантлив, что почувствует слабость его режиссуры. Вдруг он не справится, потому что ограничен в своих способностях. А сумеет ли он управлять этим талантом? Талант для режиссера как статуэтка на комоде. Он должен ею владеть и всегда в нужную точку передвинуть.

- У вас есть друзья?

- Настоящий друг тот, от кого нет секретов.

- А может быть, тот, с кем легко?

- Нет. У меня есть друг, с которым очень трудно. Он эгоцентрик. Но он меня понимает и не предает. Друг - тот, кому ты нужен днем и ночью, тот, кто тебя, может быть, и ударит. Но простит и поймет, когда тебе это нужно. А не ему.

- Если бы вам предложили одновременно сто ролей?

- Я бы выбрал две.

- Но вы же всеядный, жадный до игры.

- Нет, я реалист. А знаете, почему называю две, а не одну? Одна - маловато. (Смеется.)

- А три?

- Времени на три сразу не хватит. Халтурить не могу.

- Деньги имеют значение при выборе роли?

- Никогда! Деньги может дать любой голодранец! И что? Обслуживать общественный туалет?

- Говорят, что театр умирает?

- Неправда! Никогда! Может ли существовать кино при свечах? Выключи электричество - и нет кина! Закройся фабрика пленки - и нет кина! Кино зависит от тысячи вещей, которые связаны с материальным производством. А театр - нет! Я носовой платочек постелю на рынке в "Лужниках", встану на одну ногу и буду кукарекать - это уже театр! Люди будут смотреть! Свадьбы проходят тысячами в день, в каждом уголке земного шара. Но стоит свадебной паре пройти по улице - сколько в окнах лиц будет мелькать! Прохожие будут останавливаться и смотреть. Это театр. Это ряженые. Это же ритуал. А любой ритуал - это театр, начиная от религии┘ Церковь - это Божественный, но театр!

Театр никогда не умрет, я клянусь!

- В чем же причина такой популярности кино и такой непопулярности театра?

- В кино больше возможностей для обмана! Кино более доступно. Оно в каждом доме. А чтобы пойти в театр, извините, надо помыться, чистую рубашку надеть. Но странное дело: иногда гениальный актер театра превращается в пыль перед камерой, в ничто.

- То есть нет универсальных актеров?

- Универсального не бывает ничего!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1320
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3199
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2295
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1837

Другие новости