0
1708
Газета Религии Интернет-версия

03.05.2006 00:00:00

В чем радость Пасхи?

Тэги: религия, церковь, пасха


религия, церковь, пасха Патриарх не воспользовался правом печалования за народ перед властями.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Пасхальное послание, или праздничное обращение, иерарха церкви к верующим сегодня, в XXI в., должно быть «социально актуальным». Подтверждением этой простой истины стало не только «Urbi et orbi» («Городу и миру») Бенедикта XVI.

Различные послания иерархов Русской Православной Церкви к пастве своих епархий, увидевшие свет 22 апреля, и телеобращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на первый взгляд, преследовали ту же цель: вписать современность в «пасхальный контекст». Или, наоборот, сделать Пасху «злободневной».

Послание председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяев) – по сути, резюме его недавнего выступления на X Всемирном Русском Народном Соборе (ВРНС). Вот основные тезисы послания митрополита: зло – это результат человеческого выбора в условиях «безнравственной свободы», зло – это «эгоизм, жестокость, преступность, коррупция, ксенофобия, терроризм», а не абстракция. Воскресение Христа «есть победа света над тьмой», а свет – это как раз «обращение общества к нравственной ответственности». Для главы ОВЦС Пасха стала символом, наглядно воплотившим в себе положения Декларации о правах и достоинстве человека, принятой ВРНС и вот уже почти месяц обсуждаемой обществом и СМИ.

Неутешительный диагноз вынес современному обществу накануне Пасхи и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Общество поражено приверженностью к материальным ценностям, молодежь больна современной массовой культурой и вылечить их могут только Церковь и пример красивой жизни в православии. «Молодые люди должны найти себя в Церкви», – считает митрополит Климент.

Телетрансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя – это своего рода компромисс Церкви с пресловутой массовой, телевизионной культурой, это возможность предложить современному человеку тот самый «красивый образ» Церкви. Однако в ночь с 22 на 23 апреля телезрители скорее увидели «анатомию» праздника, к которой «зараженный материализмом» человек может относиться лишь с иронией.

С одной стороны, священнослужители в литургических облачениях, торжественные песнопения, возгласы «Христос воскресе!» и елейный голос телекомментатора, с другой – толкотня прихожан, скучающие лица чиновников, осматривающих храм, совершенно будничная беседа Патриарха и Юрия Лужкова во время крестного хода. Само пространство храма разделено канатами, вокруг здания – милицейские патрули, охрана с металлоискателями. Где же «красота», где привлекательная торжественность, где же необходимый пафос?

В принципе, последняя пасхальная телетрансляция ничем не отличалась от предыдущих. Однако в последние месяцы РПЦ стремительно наращивает активность в медиа-пространстве и, как закономерный итог, привлекает повышенное внимание СМИ. Если 15 или 10 лет назад трансляции с пасхального богослужения практически всеми воспринимались сочувственно, то в этом году произошел настоящий переворот.

СМИ постарались досконально разобрать буквально каждую фразу Патриарха в адрес Владимира Путина.

Даже обращение «Ваше превосходительство» стало предметом критического анализа! СМИ обратили внимание на то, кто где стоял, кто и в котором часу прибыл и отбыл, кто и как держал свечу, кто как крестился и оглядывался ли этот кто-то на крестящихся рядом. От красоты, торжественности и, собственно, праздника не осталось и следа.
Критически настроенного человека телетрансляция заставила усомниться и в том, что Церковь адекватно понимает социальную ситуацию в стране. РПЦ, конечно, организует форумы, на которых обсуждаются права человека, конфликт цивилизаций, проблемы образования, здравоохранения, преступности. Но вместе с тем Патриарх Алексий II во время пасхального богослужения обращается к президенту Путину с совершенно протокольной речью и говорит, что «сегодня у людей все есть для жизни».
Как же так? К чему эти розовые очки? Пасха – время примирения, в храме Христа Спасителя поют: «Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!», а за несколько часов до этого в центре Москвы убивают армянского подростка. Рост погромных настроений, пенсионеры, вынужденные рыться в помойках, кризис здравоохранения, зверства в армии – все это наша действительность. Есть ли повод для пасхальной радости?
Критически настроенный человек, которого «нужно вернуть в Церковь», совершенно справедливо спрашивает: если РПЦ хочет быть ближе к народу, то почему же Алексий II не уловил политический контекст, не воспользовался моментом, не заявил на всю страну о том, что Церковь обеспокоена нынешней ситуацией в стране? А как же патриарший долг печалования за народ перед властями? Что за диссонанс: на заседаниях ВРНС гремит гром, а Патриарх во время пасхального богослужения говорит, что «все в порядке»?
Может быть, все выглядит иначе в других странах, например, на Украине? Да, там представители Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) отказываются участвовать в передаче Благодатного огня правительственными чиновниками и упрекают власть в нецелесообразной растрате государственных средств на подобные «иерусалимские экскурсии».
Но голос УПЦ МП звучит где-то «за кадром». А «в кадре» – президент Виктор Ющенко и глава непризнанного Киевского Патриархата Филарет. При этом на одном из украинских каналов звучит такой комментарий: «Вот два президента: светский голова и духовный, Виктор Ющенко и Патриарх Филарет, в миру Михаил Денисенко». Как говорится, комментарии излишни.
Каков итог Пасхи 2006 г.? Патриарх Алексий II говорит президенту о том, что «в городе все спокойно», а сама красота богослужения теряется в потоке совершенно обыденных деталей, зафиксированных телекамерой. Пасхальные послания звучат как скучные моралите, поездка за Благодатным огнем превращается в экскурсию, а крестный ход – в торжественную прогулку. Пойдет ли «одержимый материализмом» человек в церковь? Пожалуй, нет. А если останется дома, то скорее всего переключит телевизор на другой канал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1829
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1148
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
843
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1129

Другие новости