Когда-то, желая показать свое пренебрежение к Святому престолу, Сталин небрежно бросил: "Папа Римский? А сколько у него дивизий?" Нынешние политики кинулись в другую крайность. Образование в России 4 католических епархий, объединенных в единую митрополию, они представляют чуть ли не как введение на территорию России 4 дивизий Ватикана.
Кроме Патриарха РПЦ на решение Папы Римского негативно отреагировали МИД РФ и верховный муфтий Таджуддин. Не очень верится, что мусульман действительно беспокоит эта проблема. Действия же МИДа еще более странны. Если религиозные объединения в России отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ), то какое дело государству до внутренних церковных вопросов, к каковым относится и административное церковное деление?
Прежде чем делать какие-либо заявления, было бы неплохо оглянуться на историю России. Вот и чисто исторические данные. Известные проповедники христианства на Руси свв. братья-апостолы Кирилл и Мефодий были римскими монахами, а Мефодий получил хиротонию от Папы Римского Адриана II. Свои тексты славянской литургии для благословения они возили не в Константинополь, а в Рим.
Согласно летописным сказаниям, княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе в 955 г. Однако, по некоторым сведениям, она была крещена в Новгороде латинскими священниками еще задолго до своего визита в Византию. И первым епископом на Руси (причем латинского обряда) стал немецкий монах Адальберт, архиепископ г. Магдебурга, поставленный в 961 г. во "епископа русского". Хотя его миссия не была удачной, этот исторический факт нельзя сбрасывать со счетов.
В XI-XIII вв. епископы латинского обряда были и в Новгороде, и в Галицко-Волынской Руси. Но еще задолго до этого латинские епархии существовали на территориях, позже вошедших в состав Российского государства, - на побережье Черного моря, в Крыму, в Феодосии, Керчи, Судаке, Херсонесе, Кафе и в других городах. В XIV-XV вв. также действовали Танская (Азов), Матгерская, Астраханская епархии. Существовали епархии на Северном Кавказе, в Дагестане, Тифлисе. В XVII-XVIII вв. существовала Смоленская католическая епархия.
При Петре I церковные вопросы перешли в почти полное ведение российского императора, в том числе и вопросы, касающиеся организации католической общины России. И в 1773 г. императрица Екатерина II учредила Белорусское римско-католическое епископство с центром в Могилеве, которое в
1782 г. был преобразовано в Могилевскую архиепархию.
В 1798 г. император Павел I восстановил Виленскую, Каменецкую, Луцкую и Самогирскую римско-католические епархии, основал Минскую епархию, возведя архиепископа Могилевского в сан митрополита Российской империи и Великого княжества Финляндского, а кафедру перевел в столицу, в Санкт-Петербург.
Таким образом, первый католический митрополит в России появился по прямому распоряжению государя императора, в тот синодальный период также являвшегося главой Русской Православной Церкви.
Император Николай I пошел еще дальше, подписав в 1847 г. конкордат со Святым престолом, который закреплял существование Могилевского архиепископства (митрополии), в состав которого входили 6 римско-католических епархий, в том числе вновь созданная Херсонская (названная позже Тираспольской) с центром в Саратове.
К 1917 г. Российская империя имела 12 римско-католических епархий, из которых 7 находились на польских землях и 5 - на остальной территории России. Чуть позже в 1917 г. была возрождена Минская, а в 1918 г. - Каменец-Подольская епархии. Но в результате прихода к власти большевиков и Гражданской войны число католических священнослужителей резко уменьшилось. Однако в то время Ватикан находился в дипломатических отношениях с Колчаком и собирался признать его правителем России. И там, где власть Советов еще не была установлена, создавались новые католические структуры.
Последний митрополит России Э.Ю. Ропп покинул страну после своего освобождения из тюрьмы в Москве в конце
1919 г. Но еще до 1929 г. в СССР действовал его преемник епископ Й.Кесслер.
К 1923 г. на территории Советского Союза существовали Могилевская архиепархия, Минская, Житомирская, Каменец-Подольская, Тираспольская и Владивостокская епархии, а также Апостольский викариат Сибири, Апостольский викариат Крыма и Кавказа, Апостольская администратура для католиков армянского обряда и Экзархат российской Католической Церкви восточного обряда.
Однако в результате репрессий церковные структуры основных для европейской части России Могилевской (с центром в Санкт-Петербурге) и Тираспольской (с центром в Саратове) епархий в 20-е годы практически перестали существовать. В результате Католической Церкви пришлось отказаться от епархиального деления.
2 февраля 1930 г. Папа Римский Пий XI призвал к "крестовому походу" против СССР, что не могло не усилить репрессии против католиков. К 1938 г. из 1195 церквей и часовен, имевшихся до 1918 г., осталось действовать только 2 (!). И к 1939 г. деятельность Католической Церкви на территории СССР официально прекращена.
Однако присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии и Прибалтики изменило эту ситуацию. Изменило оно и места расселения католиков в стране. Репрессии против католиков продолжались и после войны. Особенно после Декрета Папы Римского Пия XII об отлучении коммунистов от Церкви, опубликованного в 1949 году...
Две образованные ныне европейские католические епархии с центрами в Москве и Саратове соответствуют имевшимся в Российской империи Могилевской архиепархии с центром в Санкт-Петербурге и Тираспольской с центром в том же Саратове. В азиатской части России католиков действительно было немного, но внутренняя политика советской власти изменила это положение. И потому образование еще двух католических епархий с центрами в Новосибирске и Иркутске вполне закономерно.
Оставлять без полноценного окормления свою паству не предусмотрено католической традицией. Думаю, что и РПЦ, создавая свои епархии и экзархаты в Европе и Америке, руководствуется тем же правилом.