0
3564
Газета Религии Интернет-версия

13.02.2002 00:00:00

Лик над бездной

Тэги: карачаевочеркесия, спас, христос


В нашей не вполне внятной жизни все же бывают такие события, такие факты, проникшись которыми можно уверенно сказать: нет, это не подлежит сомнению. Именно о таком событии мне и хотелось рассказать. Событие это чрезвычайно важно для Северного Кавказа, а значит, и для России в целом, ибо многие главные узлы нашего народного, государственного и человеческого бытия разрешаются именно в этом регионе.

Об этом мне первым поведал земляк-кубанец, фотохудожник, ветеран АПН "Новости" Алексей Николаевич Жигайлов. В летние месяцы он живет в своей родной станице Передовой. На этот раз он вернулся в столицу не то что возбужденным, но действительно потрясенным. Показывал фотографии и все рассказывал и рассказывал, припоминая какие-то новые подробности происшедшего. В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, у древнего поселения Нижний Архыз, высоко на отвесной скале обнаружена наскальная икона Спаса Нерукотворного. Спас - общепринятое сокращение от Спаситель. То есть на скале проступило древнее изображение Иисуса Христа. По всем признакам в этой иконе явно угадывалось первое оглавное иконографическое изображение Спасителя, известное как Спас Нерукотворный. Особенность же наскального образа состоит в том, что он при дневном освещении, под прямыми лучами солнца невидим, но утром или вечером, а также в ненастную погоду на скале четко проступает лик Спасителя.

Образ как бы повторяет известное на Руси предание о Граде невидимом. Когда граду грозила опасность, во времена смут и торжества тьмы, Господь покрывал его "дланию своею", и он становился невидимым. Так и этот наскальный образ Спаса долго оставался никем не замечаемым. И только совсем недавно его заметили охотники, жители станицы Зеленчукской братья Сергей и Анатолий Варченко. Видимо, их потрясение от увиденного было столь сильным, что о наскальном лике Спаса вскоре узнали не только священники, но и жители окрестных поселений и станиц.

Поразительно, с какой настойчивостью образ скрывался от людей, оставаясь невидимым. Во всяком случае, когда кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры Армавирского педагогического института Сергей Малахов, совершивший восхождение к образу, обратился к известному ученому, доктору исторических наук Владимиру Александровичу Кузнецову, который учительствовал здесь в пятидесятые годы, всю жизнь изучал эти места и даже недавно выпустил исследование по Нижнему Архызу, тот с удивлением признался, что за все годы работы в этих краях ничего о наскальном образе Спасителя не слышал.

Точнее было бы сказать, что образ Спаса открывался, но далеко не каждому, а лишь тем, чьи души готовы были его увидеть. Не случайно он называется в народе потаенной иконой. Кое-кому он открывался и ранее. Рассказывают, что видели его в годы Великой Отечественной войны и что вообще эту наскальную икону открыли еще до основания здесь Александро-Афонского мужского монастыря, существовавшего с 1889 по 1924 год. Во всяком случае, говорят же не как о предположении, а как о факте, не подлежащем сомнению, что где-то рядом находится и наскальная икона Богородицы. То есть кое-кто и ее уже видит...

Чтобы читателю был ясен масштаб нынешнего события, его духовная глубина, напомним значение иконописного Спаса Нерукотворного, как его сохраняет православное предание, называемое Нерукотворный убрус царя Авгаря (убрус - по-древнерусски плат). Первые предания о нерукотворном образе относятся к II-III векам нашей эры. Примерно в 31-32 году эдесский царь Авгарь послал письмо к Иисусу Христу в Иерусалим с просьбой прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос послал своего апостола Фаддея, который и исцелил царя. Авгарь же в ответ отправил своего живописца, чтобы тот снял портрет с Христа. Но у живописца портрет не получался, так как от Иисуса исходил словно некий свет, мешавший художнику уловить его черты. Тогда Христос, попросив чистый плат и умыв лицо, отер его им. На плате чудесным образом запечатлелся его лик. Царь Авгарь в благодарность за свое чудесное исцеление повелел набить плат на "доску негниющую" и установить его над вратами города, убрав оттуда языческого идола.

Примечательна дальнейшая судьба христианской святыни. В середине X века убрус из Эдессы переносится в Константинополь. В память об этом перенесении был установлен церковный праздник, который Православная Церковь почитает по сей день: 29 августа. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 году Эдесский убрус исчез. По одним соображениям, он был вывезен в Рим, по другим - утонул во время его переправы в Венецию. И до сих пор святыня считается утраченной.

Возникает вопросы: а не по убрусу ли создавался этот образ? И не является ли это прямым свидетельством об утраченной святыне? Примечательно, что древняя крепость, находящаяся здесь, не была сильно укрепленной. Видимо, жители города более полагались не на прочность крепостных стен, а на силу Спаса Нерукотворного.

Алексей Жигайлов, дважды совершавший восхождение к Лику, так передал свое впечатление от встречи с ним: "Уставший, мокрый от усиливающегося дождя, я буквально выполз на очередной выступ скалы. И тут глаза мои встретились с Ликом Христа. На каменной стене передо мной было огромное, выше человеческого роста, его изображение. Широко открытыми глазами Спаситель спокойно и внимательно смотрел на меня, грешника, отважившегося в непогоду, под вспышки молний подняться в его скальную нишу. Я стал на колени и сказал сам себе: "Бог есть!"..."

Первооткрыватель наскальной иконы Спаса Нерукотворного Анатолий Александрович Демаков выпустил брошюру "Архызский лик - потаенная икона" (Нижний Архыз, 2001 г.), в которой приходит к выводу, что время создания лика относится к византийскому периоду Нижне-Архызского городища, предположительно его можно отнести к IX веку. Он также сделал важное наблюдение о том, что согласно христианской традиции в Нижнем Архызе устраивалось место по образу и подобию Синайской горы, что близость между синайскими и архызскими памятниками очевидна. Исследователь приходит к выводу о том, что "портретным" аналогом Архызского лика является знаменитая синайская икона Христа Пантократора, написанная в VI веке.

Долина Зеленчука является средоточием древних памятников христианства, крупнейшим религиозным центром древней Алании. В начале X века на правом берегу реки были возведены чудом сохранившиеся и по нынешний день три крестокупольных храма, известные теперь как Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы. В Северном храме Нижне-Архызского городища в 916 году произошел выдающийся исторический акт официального крещения Алании (Осетии).

Но эти храмы только один, так сказать, фрагмент древней христианской цивилизации Северного Кавказа от Тамани до Абхазии. Цивилизации, к сожалению, забытой. Здесь миссионерствовали шесть апостолов с учениками. По берегам Черного моря проповедовали Андрей Первозванный, Симон Кананит, святой Матфей... Христианство в Киевскую Русь шло через Северный Кавказ. Там была первая на Руси епархия - Томитанская, с центром в современной Тамани. Новые археологические исследования свидетельствуют, что первое Фотиево крещение произошло именно на Тамани, и, как считают некоторые исследователи, крещальную миссию осуществляли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Уже в V-VII веках христианство укоренилось здесь и подготовило почву для последующего акта крещения князя Владимира и жителей Киева в 988 году и принятия христианства государственной религией на Руси...

Теперь уже очевидно то, что ранее было не вполне ясным: когда Россия столь упорно пробивалась на Кавказ в последующие века своей истории, она добивалась не только геополитических и стратегических выгод, но и возвращалась к своему духовному первоистоку.

Есть глубокий смысл в том, что "дуга нестабильности", определяемая геополитиками, которая проходит по Северному Кавказу, совпадает с районами древнего христианства. Причем чем сильнее дает о себе знать нестабильность, тем явственнее проступает значение этих мест в христианском мире.

Явилась святыня не только христиан Кавказа и России, но и, безусловно, всего православного мира. В связи с этим думается и о том, что руководство Карачаево-Черкесской Республики просто обязано воспользоваться возможностью выгодной организации паломничества православных к своей вновь обретенной святыне. Настоятель одного из зеленчукских храмов, церкви пророка Божия Илии протоиерей Виктор (Плотников) сообщает мне о том, что надо сделать для действительного возвращения святыни людям: "Сейчас необходимо его возможно более точно датировать современными научными средствами. Обустроить, чтобы сохранить для наших потомков. Сделать тропу, смотровую площадку, огородить. Построить часовню на трассе у подножия скалы, место отдыха и т.д. На все это нужны средства, которыми мы пока не располагаем".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
1332
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
1534
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
1151
Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

0
836

Другие новости