Новое обострение ситуации на Ближнем Востоке грозит окончательно похоронить надежды на примирение между палестинцами и израильтянами, порожденные было призывом к прекращению огня, озвученным главой Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом в телеобращении от 16 декабря. Радикальная палестинская оппозиция, в том числе движение "Исламский джихад", заявившее поначалу о своем временном отказе от вооруженной борьбы, вновь возвращается к методам интифады.
Американский политолог Храир Декмеджан насчитал 175 организаций "политического ислама" на Ближнем Востоке. 120 из них имеют радикальную направленность. К числу последних, как известно, и относится движение "Исламский джихад". "Джихад" изначально выступал резко против мирного урегулирования "на условиях, выгодных израильской стороне", именно таким образом характеризуя соглашения, заключенные в Осло в 1993 г.
"Исламский джихад" был основан группой радикально настроенных исламистов, которые в начале 1960-х годов вышли из весьма влиятельной в Египте нелегальной мусульманской организации "Братья-мусульмане". "Джихад" никогда не питал ни малейшего уважения к ООП, считая ее порождением Лиги арабских государств, а Ясира Арафата ставленником египетского президента Гамаля Абдель Насера.
Основные положения программы движения сводятся к следующему: 1. продолжение джихада против евреев, сопротивление договору, подписанному в Осло, и нормализации отношений между Израилем и исламской нацией (общемировой мусульманской общиной - уммой); 2. отказ от любых выборов, крышей для которых станет договор в Осло; 3. принципиальное непризнание ООП, даже если она очистится от "продажных элементов"; 4. ислам - это образ жизни, источник силы и продолжения джихада. Если говорить об отношениях с другими организациями палестинской оппозиции, то "Джихад" стремится в первую очередь к сближению с ХАМАС. Отношение "Джихада" к правителям арабских государств однозначно: все они безбожники.
Идеологическим отцом "Джихада" был Саид Катб, один из лидеров "Братьев-мусульман", который провел более 10 лет в насеровских тюрьмах, где подвергался пыткам. Написанная им в тюрьме книга, опубликованная в 1964 г., тотчас же стала манифестом радикальных исламистов. Она провозгласила решительный отход не только от традиционной исламской доктрины, учившей преодолевать противоречия среди мусульманских правителей ради единства уммы, но также и от религиозно-идеологических догм "Братьев-мусульман". Саид Катб даже объявил насеровский режим "неисламским государством" - "менее исламским, чем монархический и даже британский Египет".
Хотя в 1948-1951 годах Катб учился в США, он, как и многие другие радикальные исламисты, учившиеся в Америке, ненавидел эту страну, Запад и особенно евреев. Он цитировал в своей книге достопамятные "Протоколы сионских мудрецов" как "доказательство" того, что евреи всегда выступали "за материализм, животную похоть, разрушение семьи и общества". В Египте за свои взгляды его даже уволили с должности учителя государственной школы.
Идеи Саида Катба составили философско-идеологический фундамент программы и деятельности "Исламского джихада". Асад Тамими и другие руководители "Джихада" считают себя учениками Саида Катба и разделяют его взгляды, неприятие заимствования арабскими режимами западной системы ценностей и мысль о том, что каждый, даже самый благочестивый мусульманин, должен участвовать в священной войне против "сатанинских сил".
Так, Асад Тамими в своей книге "Разрушение государства Израиль - коранический императив" стыдит арабских националистов за потерю Палестины и "продажу" арабских жизней. По его словам, арабские массы были преданы светскими националистическими лидерами и теперь ни единство, ни жертвы не спасут их. Только ислам может принести моральное и политическое освобождение. "Нельзя надеяться на арабских лидеров, - утверждает Тамими. - Они агенты христиан и евреев, которые сотрудничали с Западом, чтобы создать государство Израиль. В результате была потеряна Палестина, отданная сионизму".
Тамими упоминает о дискриминации евреев в средневековой Европе, но утверждает, что евреи "заслужили" эти преследования. Они владели банками, контролировали торговлю и отвечали своим преследователям "разрушением экономики этих государств с помощью обманов и коррупции, всюду сея раздоры и войну". По словам Тамими, оздоровительный процесс пошел только после исламской революции в Иране. Любовь Тамими к революционному Ирану легко объяснима: аятолла Хомейни финансировал "Исламский джихад".
"Упадок Америки уже начался, - вещает Тамими. - Участившиеся ураганы и наводнения на юге США были знаками божьего гнева. 20% калифорнийцев больны СПИДом - разве это не свидетельство возмущения Бога?"
Спонсируемый США "мирный процесс", по мнению Тамими, был "фарсом". "Исламский джихад" будет продолжать священную войну в Палестине. Прольются потоки крови ее мучеников, Израиль непременно будет уничтожен вместе с лакеями-коллаборационистами",- уверяет Тамими.
Первые ячейки "Джихада" появились в Газе в 1979 году - в год, когда Хомейни пришел к власти в Иране. Идеи Хомейни, его акцент на "действиях" оказались гораздо более привлекательными для молодых палестинцев, чем осторожная и нерешительная стратегия "Братьев-мусульман".
Хотя члены "Джихада" сунниты, им импонирует благоговейное отношение иранских шиитов к идеям джихада и мученичества. По их мнению, иранская революция доказала, что боевые отряды "шахидов" могут с помощью священной войны навязать исламский порядок даже превосходящим их в военном отношении странам. "Иранская революция, - заявил в одном из интервью шейх Тамими, - показала, что в наши дни ислам - это решение, а джихад - наиболее подходящее средство. А сердце борьбы ислама против Запада - это Палестина".
Спонтанно вспыхнувшая в конце 1987 г. в Палестине интифада стала неожиданностью для израильтян, ООП и иорданцев. ООП пыталась взять восстание под свой контроль, создав для этой цели Объединенное национальное командование. Арафат пригласил войти в него "Братьев-мусульман" и "Исламский джихад", предложив всем объединиться. Последовал отказ "Исламского джихада". Отказался и лидер радикального крыла "Братьев-мусульман" шейх Ясин, который основал ХАМАС, претендовавший на руководство всеми политически активными палестинцами-мусульманами.
По оценке израильских спецслужб, к 1987 г. число членов "Джихада", его сторонников и сочувствующих составляло от двух до четырех тысяч.
Однако к середине 1988 г. "Джихад" охватил кризис. По ячейкам организации прокатилась волна арестов, в тюрьмы попало несколько его лидеров. Образование ХАМАС, в свою очередь, привело к новому расколу в среде палестинского сопротивления.
Кроме того, организационная структура "Джихада", состоявшего из секретных и изолированных ячеек, плохо сочеталась с обширной сетью мечетей, школ, больниц и благотворительных учреждений "Братьев-мусульман". Создавалось неверное впечатление, что военным крылом последних является именно ХАМАС. В то же время к 1988 г. единственным серьезным противником ООП в Палестинском движении сопротивления остался ХАМАС.
Согласие ООП присутствовать на Мадридской мирной конференции в октябре-ноябре 1991 г., где палестинцы были представлены совместной с иорданцами делегацией, привело к новым расколам среди участников палестинского сопротивления. В очередной раз раскололся и "Джихад".
Соглашение в Осло от 13 сентября 1993 г. было единодушно осуждено радикальными исламистами, в том числе ХАМАС и "Исламским джихадом".
Руководители "Джихада" издали специальную "фатву", в которой говорилось, что "любая уступка даже пяди палестинской земли может рассматриваться как отступничество от веры и предательство". Это привело к новому резкому обострению отношений между "Джихадом" и ООП.
Создание ХАМАС, побочного продукта интифады, стимулировало сопротивление палестинцев на территориях, оккупируемых Израилем, и в самом Израиле. Публиковавшиеся в городе Умм-аль-Фахм, ставшем оплотом радикального исламизма, палестинские газеты и журналы печатали подробные обзоры хода интифады и призывали собирать пожертвования для семей палестинцев, брошенных в израильские тюрьмы. В этих изданиях публиковались поэмы и очерки палестинских авторов, а также письма, в которых израильтяне сравнивались с германскими нацистами, отрицался Холокост, а израильтян называли "новыми крестоносцами" и "учениками Сатаны". В этой прессе печатались также лозунги ХАМАС и "Джихада", самый популярный из которых был "Евреи! Помните о Хайбаре. Армия Мухаммада обязательно вернется!" (Хайбар - арабский оазис, где Пророк истребил евреев, бежавших из Медины).
Как писала известная исследовательница политизированного ислама американская журналистка Юдифь Миллер, радикальные исламисты сделали ужасные тактические ошибки: это кампания против туризма в Египте, от которого зависят благосостояние и даже жизнь многих египтян, и убийства отказавшихся от чадры женщин и светских интеллигентов в Алжире, вызвавшие резкое неприятие массы алжирцев".
Речь идет также о том, что "Исламский джихад" взял на себя ответственность за множество нападений на мирных израильтян. Одно из самых известных - нападение в январе 1990 г. на израильский туристический автобус около Каира, в результате которого 9 израильтян были убиты и 12 ранены. В октябре 1992 г., через несколько месяцев после того, как алжирское правительство отказалось признать победу на выборах Исламского фронта спасения (ИФС) и решило сокрушить радикалов силой, "Джихад" возобновил кампанию против туристов в Египте. Руководители исламистов в ближневосточных странах извлекли из алжирского опыта такой урок - не стоит рассчитывать на выборы и другие мирные пути к власти. Впрочем, из опыта крутых репрессий против радикалов в Сирии и Египте многие поняли, что поблажек им не будет.