0
1549
Газета Религии Интернет-версия

30.01.2002 00:00:00

Лукавые решения

Тэги: казань, храм


Пожалуй, только любители старины да специалисты по истории православия знают, что визитная карточка Казани - красная колокольня на улице Баумана - это оригинальный храм, освященный в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, где на нижнем этаже размещались церковные лавки и небольшая часовенка, а на втором шла служба. Вместе с Богоявленской церковью, расположенной сразу же за храмом и еще четырьмя двухэтажными строениями, включая церковную школу и жилой дом для церковнослужителей, все это составляло единый ансамбль в самом центре столицы Казанской губернии и вместе с землей являлось собственностью Православной Церкви. Зато православным, да и не только им, памятен крестный ход в девяносто первом за возвращение храмов верующим, в том числе Богоявленской церкви и храма-колокольни. Самый многолюдный и зрелищный.

История возвращения православных храмов, равно как и мечетей, особенно возведенных мусульманами дворянских кровей и являющихся памятниками исламской культуры и архитектуры, заслуживает отдельного рассказа. Достаточно сказать, что доведенные до отчаяния мусульмане шли на захват мечетей. И держали осаду. А против экс-муфтия Габдуллы-хазрата, обвиненного в том, что подбил шакирдов на противоправные действия, было возбуждено уголовное дело, и нервы ему тогда потрепали изрядно. Православные на захват не шли, а терпеливо, годами хлопотали о возвращении. С большим трудом по истечении пяти лет верующим вернули-таки Богоявленскую церковь, но без колокольни. Так было и с Ивановским монастырем, расположенном под Казанским кремлем, когда его также вернули верующим, и также без колокольни. Позицию официальных властей тогда уже провозгласившей суверенитет республики озвучил бывший министр культуры Марсель Таишев, заявив, что он как татарин не может допустить, чтобы в центре Казани звучали православные колокола. Километрах в пятидесяти от Казани, в лесу, в Раифском монастыре, посещение которого включают в культурную программу визитов высокопоставленных чиновников, демонстрируя толерантность татарского народа, православные колокола звучат превосходно. Однако не в лесу живем...

Ивановскому монастырю какое-то время спустя колокольню все же вернули. А судьбу храма в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя власти решили, что называется, от лукавого. Воспользовавшись тем, что в Богоявленской церкви в 1873 году был крещен младенец Федор Шаляпин, они часть православного ансамбля отдали под мемориал. В рекордные сроки установили рядом с храмом скульптуру певца. Снесли верхнюю и самую ветхую часть одного из принадлежащих церкви зданий, оборудовав подвальное помещение под кафе "В гостях у Шаляпина", а в храме-колокольне, на втором этаже, где прежде проходила служба, разместили Музей Федора Шаляпина и одновременно концертный зал мест на двадцать пять.

Конечно, были и остаются варианты: там, где сегодня кафе, можно устроить полноценный концертный зал и музей знаменитого русского баса и назвать все это "В гостях у Шаляпина", который был не только православным, но глубоко верующим и такому кощунству, как концерты, в том числе и эстрадные, в православном храме всем сердцем воспротивился бы. Другое дело, что храм этот все еще принадлежит государству. Если государство, не уважая собственные законы, запрещающие устройство питейных и прочих увеселительных заведений рядом с культовыми зданиями и сооружениями, вознамерится завтра открыть рюмочную, рюмочная будет открыта... Получив Богоявленскую церковь, ее настоятель отец Олег устроил на первом этаже храма-колокольни церковную лавку, ибо все это единый церковный комплекс. Причем ведь это была не просто лавка, а часовенка, где были установлены иконы. Вот перед ними отец Олег и затеплил лампады, чтобы человек, спешащий по своим мирским делам по главной улице Казани, особенно в вечернее время, когда закрыта церковь, мог зайти и поставить свечку... В этом году 7 июля отслужили здесь молебен в память Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, тем самым напомнив о претензиях верующих на храм, а 12-го под предлогом того, что необходимо провести реставрационные работы по укреплению фундамента, часовенку вместе с церковной лавкой закрыли. До 30 августа. В течение этого времени префектура "Казанского посада" намеревалась якобы "прорубить лаз из церковной лавки в подвал".

- Мы обратились за консультациями, - рассказывает отец Олег, - и строители нас заверили, что нет нужды прорубать лаз, потому что проход в подвал есть. Более того под полом лавки находится сводчатый потолок, а свод трогать нельзя: вынь один кирпич - и все посыплется, ибо свод сам себя держит. Так и случилось: ничего там не вскрывали. Нас просто выгнали.

Прошло полгода, и префектура объявила, что лавку-часовню вернут при условии, что церковь будет платить налоги. Согласно Российскому законодательству, у церкви - льготы по части налогов, ибо фактически церкви до сих пор принадлежат государству - их возвращают в пользование. В принципе государство на правах владельца должно было бы, прежде чем возвратить, капитально отремонтировать все культовые здания и сооружения. Поскольку у государства нет такой возможности, церковь и освободили от налогов. Чиновники, конечно же, должны знать, на каких условиях государство строит свои взаимоотношения с церковью...

Должны, да только не казанские. Эти даже грамотное написание своей префектуры - "Казанский посад" - одолеть не способны. В последнем слове обязательно напишут два "а" и два "с". Православную Церковь от Протестантской не отличат. Так что пришлось церковникам попросить в налоговой инспекции подтверждающий документ. И все-таки лавка до сих пор закрыта, и лампады пред иконами часовенки потушены.

Год назад перед Рождеством президент Шаймиев встречался с представителями православного духовенства. Тогда был поставлен вопрос о возвращении Богоявленской церкви домов ее причта. И президент дал команду: "Дома вернуть!" Дома не вернули, а отцу Олегу казанские чиновники вежливо разъяснили, что "у Богоявленской церкви нет средств, чтобы их отремонтировать". Зато есть спонсоры, и не один, готовые вложить средства в благое дело. А чиновникам "Казанского посада", расположенного в исторической части города, следовало бы знать, что Богоявленскую церковь, храм-колокольню и дома - весь этот ансамбль, слава богу, включили в список памятников архитектуры, реставрацию которых в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани взялась профинансировать федеральная власть.

Настоятель, памятуя наказ президента, проявил настойчивость. А наказ, обращенный непосредственно к отцу Олегу во время той рождественской встречи, был такой: "Не допустите, чтобы дома ушли на сторону. Место очень завидное, и желающих все это прибрать будет много... "

- На днях пришла женщина, - рассказывает отец Олег, - и попросила освободить помещение, поскольку она этот дом уже давно взяла в аренду с правом выкупа и намерена реализовать свое право. Разумеется, я сказал, что мы костьми ляжем, но будем защищать свои права. Есть указание президента. Правда, на той встрече мэра не было, а был его заместитель Мурад Гадельшин. Есть с кого спросить.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости