ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ угрозы, резко усилившиеся в связи с трагическими событиями в США, изменили политическую ситуацию в самом исламском мире, активизировали деятельность консервативных местных режимов, которые независимо от ориентации стали предпринимать меры по обузданию растущей активности религиозных радикалов. Вместе со страхами относительно роста опасности внешнего вмешательства и появления оппозиционных тенденций внутри своих стран мусульманские народы все отчетливее стали ощущать негативное влияние экстремистских идей в традиционных восточных обществах. Характерной в этом плане является ситуация, складывающаяся в последние дни в Пакистане, где в связи с военной акцией США против лагерей террористических группировок в соседнем Афганистане идеология джихада принимает всевозрастающие масштабы.
В принципе эта тенденция отмечалась в Пакистане уже несколько лет, но сегодня впору говорить о появлении некой "новой религии", которая постепенно захватывает воображение все большего числа людей в стране. Сторонники новой тенденции называют пропагандируемые ими идеи "истинным исламом", в то время как происходящее в лучшем случае можно назвать "джихадизмом". Это движение религиозно-политической мысли в Пакистане может быть названо также "талибанизмом": последний распространился в Афганистане благодаря военной деятельности выпускников пакистанских религиозно-правовых школ. Эта аналогия напрашивается потому, что именно подобная масштабная пропаганда суннитского радикализма в Пакистане наряду с поддержкой крайнего пуштунского национализма создали благоприятные условия для появления движения "Талибан".
Либеральная пакистанская интеллигенция, многие представители которой получили образование в странах Западной Европы, весьма напугана радикальными идеями сторонников нового движения. Силы, выступающие против воинственной идеологии, не имеют достаточных ресурсов, чтобы противостоять мощной риторике джихадизма. Мусульманские массы по большому счету не осведомлены о тонкостях пропагандируемых идей, полагая, что имеют дело с принципами истинного ислама.
Базисные установки джихадизма направлены на то, чтобы все, не соответствующее их идейным приоритетам, называть неверием, заслуживающим уничтожения. Достаточно сказать, что именно сторонники подобных идей уничтожили сотни тысяч мусульман в Афганистане и по крайней мере несколько десятков тысяч в Кашмире.
Если попытаться понять причины столь радикальной интерпретации некоторых религиозных норм, то следует вспомнить принятую три года назад поправку к статье 15 Конституции, которая признала шариат в качестве официальной правовой нормы страны. Тогда пакистанское правительство оправдывало свою политику тем, что оно хочет преобразовать судебную систему страны, особенно усилить борьбу с преступностью на основе строгого применения исламского уголовного кодекса и создания праведного эгалитарного общества. Напротив, критики нового курса на исламизацию утверждали, что эта политика мотивировалась желанием сконцентрировать всю полноту власти в руках премьер-министра и отвлечь внимание масс от тяжелого экономического и политического положения.
Сегодня же очевидно, что исламизация общественной жизни еще более усложнила социальную, экономическую и политическую ситуацию в Пакистане. Необходимо отметить, что шариат из-за существования в исламе нескольких религиозно-правовых школ имеет различные толкования. Члены пакистанского правительства до сих пор имеют разные представления о том, каким образом должна осуществляться программа исламизации.
Конечно, нельзя исключать возможности умеренного истолкования исламских принципов и введения их в практику. Однако необходимо учитывать специфику пакистанского ислама, который в течение последних двух десятилетий развивался в ином русле. Во-первых, в стране возросло влияние пуританских мусульманских сект. "Джамаат-е ахл-е хадис" (Общество последователей хадиса) является группой проваххабитского толка, которая имеет много сторонников среди пакистанского духовенства и, очевидно, влиятельна среди чиновников и военных. Во-вторых, воскрешены воинственные группы типа "Марказ дава ва-л-иршад", "Харакат ал-ансар", "Ал-Ихван", "Хизб ал-муджахидин", "Сепах-е сахаба" и "Лашкар-е джангви". В-третьих, в стране растет напряжение между суннитами и шиитским меньшинством. В-четвертых, следует учесть усилия движения "Талибан" в его попытках управлять афганскими беженцами на северо-западной границе Пакистана.
Новый курс пакистанского ислама далек от прогрессивного и реформистского видения, которое в период создания государства было характерно для Мухаммада Али Джинны. В силу возрастающего влияния вооруженных пуританских групп у правительства появляются серьезные проблемы, потому что сам процесс истолкования исламских принципов подвергается строгим консервативным тенденциям. Наиболее разрушительным результатом может быть дальнейшая эрозия национальной самобытности Пакистана, которая всегда подвергалась серьезным опасностям. Усиление исламистских тенденций только усугубит напряженность в стране, так как шиитская община уже отчуждена от властной стратегии, и правительство немного сделало для того, чтобы защитить ее от суннитских экстремистов.
Другая не менее важная причина резкого роста в Пакистане исламской активности связана с причастностью государственных структур к деятельности экстремистских группировок на сопредельных территориях. Роль Пакистана в поддержке сепаратизма и религиозного экстремизма на чужих территориях была всесторонне разоблачена американскими экспертами в области терроризма и нетрадиционных войн. Согласно их материалам, например, в Кашмире Пакистан приступил к подобной деятельности уже в 70-е годы, когда им было начато обучение сикхских боевиков и членов других сепаратистских движений в Индии. К середине 80-х годов Исламабад начал расширять свою деятельность за счет афганских моджахедов. Эта деятельность осуществлялась при финансовой помощи США, Саудовской Аравии и некоторых других стран. По оценкам американских экспертов, в этот период Пакистаном были обучены и вооружены около 20 тыс. человек.
К 1990 году в Кашмире насчитывалось более 30 воинственных группировок. Боевики терроризировали население Кашмира, требуя принять жесткие ваххабитские кодексы поведения, распространяли антииндийские настроения, особенно среди молодежи. Наибольшая активность в деятельности этих организаций отмечена в начале 90-х годов, когда их число достигло 120. В последующем часть из них в результате действий индийских сил безопасности была раздроблена. К сентябрю 1999 года насчитывалось всего 9 таких групп. Все эти воинственные группировки, использующие в своих названиях терминологию джихада, проводят активную диверсионную деятельность не только против Индии, но и ряда мусульманских регионов на сопредельных территориях. Строго руководствуясь религиозно-политическими установками ваххабизма, они рассматривают проблему Кашмира не как территориальную проблему Индии и Пакистана, но как идеологический спор между индусами и мусульманами, как путь к объединению с мусульманской частью Индии.
Объясняя позицию Пакистана в этом конфликте, руководители страны утверждают, что восстание в Кашмире никак не связано с терроризмом. По их мнению, это является джихадом, и необходимо делать различие между террористической деятельностью и исламской доктриной борьбы за свободу. Лидер Пакистана Первез Мушарраф подчеркивает в связи с этим, что "ислам не проповедует терроризм и верит в джихад на пути Господа. Ислам рекомендует своим последователям оказывать помощь мусульманам везде, где они преследуются или уничтожаются". Действительно, ислам не проповедует насилие, и джихад в исламе невозможно сравнивать с терроризмом, однако в данном случае речь отнюдь не идет о религиозном противоборстве между индуизмом и исламом. Использование терминологии джихада призвано скрыть цели политического характера, поэтому в Пакистане заинтересованы в том, чтобы таким образом объяснить свою организационную, военную и финансовую помощь вооруженным группам, действующим в Кашмире.
В результате некоторые группы, действующие на территории Кашмира, прямо призывают к джихаду в целях превращения Пакистана в исламское государство. Находящиеся под государственным покровительством религиозно-политические организации, выражавшие до сих пор свою относительную лояльность властям, намерены активизировать антиправительственную пропаганду под лозунгами джихада. В последнее время пакистанские власти предъявляют претензии и к "Джамаат-и ислами" из-за ее связей с группировками, активно пропагандирующими джихад, и рассматривают это как нарушение ее "уставных положений". В ответ сторонники этой организации обвиняют власти в том, что они нарушают Конституцию, которая "гарантирует свободу вероисповедания". Согласно второй статье Основного закона страны, ислам объявлен государственной религией Пакистана. Что касается пропаганды джихада, считают лидеры организации, то это есть обязанность мусульман, соответствующая божественному предписанию, и не более того.
Но все дело в том, что основополагающие идеи джихадизма основаны на преднамеренно неверном истолковании исламского понятия "джихад". В рамках этой кампании джихада ее лидеры призывают рассматривать пакистанскую армию как прообраз пророческого войска мединской эпохи. В связи с таким подходом необходимо отметить, что за последние несколько десятилетий никакой другой термин не был столь превратно и неверно истолкован мусульманами и немусульманами, как слово "джихад". Как в мусульманских странах, так и на Западе джихад чаще всего связывают с военными конфликтами, применением силы, принуждением в вопросах веры и отсутствием всякой толерантности. Все концепции джихада радикально противоречат кораническому тексту. И именно это одно из главных препятствий на пути диалога между мусульманами и Западом.
Пакистанским властям приходится предпринимать срочные превентивные меры против роста воинственности радикальных группировок. На этот раз властная элита должна найти выход из сложных лабиринтов джихадизма, порожденного политикой страны за последние годы. Не исключено, что в противном случае именно радикальные исламисты, тем более под воздействием разворачивающихся событий в соседнем Афганистане, под лозунгами того же самого джихада могут привести к власти очередную группу военных.