0
2358
Газета Религии Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Реальна ли исламская угроза Узбекистану?

Тэги: события, средний, восток, узбекистан


НА РУБЕЖЕ 80-х и 90-х годов ведущей силой узбекских исламских фундаменталистов стала религиозно-политическая группа "Ислам лашкарлари" ("Воины ислама"), разделившаяся на два крыла: политически ваххабитское во главе с имам-хатыбом кокандской пятничной мечети Мухаммадом Раджабом и имамом одной из мечетей Андижана Абдували Мирзоевым и боевые отряды "Адолат" ("Справедливость") во главе с Тахиром Юлдашевым. Тогда в Андижане, Намангане и Коканде фактически установилось двоевластие. Активисты "Адолат" в городах следили за порядком, понимаемым ими сквозь призму шариатских норм. Узбекскому правительству, занятому на тот момент борьбой с националистической оппозицией в Ташкенте, приходилось мириться с деятельностью исламистов.

В марте-апреле 1993 г. этой идиллии был положен конец. Большая часть фундаменталистов была репрессирована, другая во главе с Тахиром Юлдашевым и Джумабоем Ходжиевым, более известным как Джума Намангани, составила вооруженную группу "Тауба" ("Покаяние").

Одновременно была подвергнута репрессиям фундаменталистская часть исламского духовенства. В 1995 г. был арестован Мухаммад Раджаб. Осенью того же года "пропал без вести" Абдували Мирзоев. Тогдашний глава САДУМ Мухаммед Садик Юсеф Садик, потворствовавший захвату мечетей фундаменталистами, еще в 1993 г. эмигрировал в Саудовскую Аравию. В стране фактически была свернута деятельность миссионеров-проповедников из Саудовской Аравии и ОАЭ, распространявших идеи "чистого ислама".

МИРНАЯ ИСЛАМСКАЯ

ОППОЗИЦИЯ

На сегодняшний день в Узбекистане можно выделить две крупные подпольные структуры фундаменталистского толка: "Акрамийя" и "Хизб ут-тахрир". Их цель - создание в Узбекистане шариатского государства, а затем объединение всех мусульман мира в единый халифат.

Религиозно-политическая партия "Хизб ут-тахрир аль-ислами" (Партия исламского освобождения) организована в 1953 г. в Иерусалиме шейхом Таки ад-дином Набахани. Главная ее цель - установление единого исламского государства путем ведения идеологической работы.

И акрамийцы, и хизб-ут-тахрировцы подчеркивают сугубо мирный, идеологический характер своей борьбы. Интересно отметить, что на интернетовском сайте "Хизб ут-тахрир" лидеры этой организации в свое время отмежевались от приписывавшегося им участия в организации террористических актов 16 февраля 1999 г. в Ташкенте. В то же время именно среди активистов этих организаций Исламское движение Узбекистана (ИДУ) ведет вербовку боевиков для своих вооруженных отрядов.

В 1993-1997 гг. этим организациям удалось создать в Ферганской долине неплохую материальную базу. Ее основу составляет особая производственно-распределительная община (джама"a). В ее распоряжении находятся небольшие сельскохозяйственные предприятия, денежные средства и склады. Все это имущество и общественные средства распределялись в виде помощи для многодетных членов братства, вновь обращенным, а иногда просто "сочувствующим". Члены групп старались организовать предприятия для обеспечения работой своих соратников. Кроме того, рядовые члены (мушрифы) "Хизб ут-тахрир" довольно регулярно получали от своего руководства небольшие вознаграждения в размере 50-100 долл. (по меркам Узбекистана довольно солидная сумма). Это позволяет говорить о финансовой подпитке фундаменталистами из арабских стран Ближнего Востока своей дочерней организации в Узбекистане.

По информации из арабских источников, активное участие в финансовой поддержке фундаменталистов принимали, по крайней мере до 1996-1997 гг., частные фонды из Саудовской Аравии, принадлежащие Файзулле Маргилани, Абдукадыру Маргилани, Абдухаким-кори. Руководители данных фондов являются потомками этнических узбеков, эмигрировавших на Ближний Восток из СССР еще в 20-е гг. По некоторым данным, диаспора выходцев из Узбекистана в Саудовской Аравии насчитывает в настоящее время до 300 тыс. чел. Активным сторонником помощи единоверцам в саудовской элите является отставной генерал авиации Королевства этнический узбек Абдугаффар Нур.

ВООРУЖЕННАЯ

ОППОЗИЦИЯ

В отличие от "мирных" фундаменталистов ИДУ, образованное в Таджикистане на основе вооруженной экстремистской группы "Тауба", придерживается иных методов работы. Лидерами этой организации являются Тахир Юлдашев и Джума Намангани. Им удалось установить хорошие связи с зарубежными экстремистскими центрами и организациями.

В Афганистане лидеры ИДУ пользуются устойчивой поддержкой движения "Талибан" и известного исламского экстремиста Усамы бен Ладена. Начиная с 1995 г. Усама бен Ладен несколько раз встречался с Тахиром Юлдашевым, помогал ему в установлении контактов с руководством талибов. Разведывательная служба талибов "Эдоре-йе-эхтезор" предоставила Юлдашеву резиденцию в Кабуле и помещения для открытия представительства своей партии в Кундузе.

Неоднозначно складываются отношения узбекских исламистов с их соратниками в Таджикистане. События 1999 г. в Баткене и 2000 г. в Сурхандарье позволяют предполагать, что после интеграции руководителей ОТО в структуры власти узбекские единомышленники, некогда помогавшие им в борьбе с правительством Эмомали Рахмонова, стали для них обузой. По информации западных наблюдателей, перед прорывом узбекских боевиков на территорию Киргизии и баткенскими событиями руководитель ОТО Акбар Тураджонзода дал понять Джуме Намангани, что руководство исламской оппозиции тяготится присутствием его людей на территории Таджикистана. Вторжение в Баткен в 1999 г. являлось скорее всего спонтанным и незапланированным актом, чтобы выставить себя в глазах мирового сообщества силой, способной реально влиять на ситуацию в регионе. Из руководителей ОТО тесные и дружеские отношения с Намангани по-прежнему поддерживает полевой командир Мирзо Зиеев (Джаги), являющийся министром по чрезвычайным ситуациям в правительстве Рахмонова. Впрочем, внимание Зиеева можно объяснить не столько любовью к узбекским единомышленникам, сколько негативным отношением к Узбекистану. В прошлом он не раз предъявлял открытые территориальные претензии к узбекам, требуя отдать "исконно таджикские города Бухару и Самарканд".

ПОЧЕМУ ОНИ

ПОПУЛЯРНЫ

Главной причиной роста влияния исламистов является все же не массированная внешняя поддержка, а тяжелые экономические и социальные проблемы Узбекистана. Основу фундаменталистов составляют молодые безработные люди из малообеспеченных семей в возрасте 18-25 лет. Их социальная невостребованность и неустроенность создает питательную почву для распространения религиозных экстремистских идей.

Второй причиной живучести исламской оппозиции является отсутствие какой-либо стратегии по отношению к исламизированной частью общества. С одной стороны, весь период независимости сопровождался демонстративными апелляциями к исламской духовности и мусульманской культуре. За эти годы в республике построено около 2000 мечетей, открыто 10 медресе, исламский университет. Резко возросло количество паломников, ежегодно отправляющихся в хадж и умру. Несмотря на декларированный светский характер государства, его культовыми фигурами провозглашались такие духовные авторитеты, как имам аль-Бухари, имам ат-Термизи, Бахауддин Накшбанд. В речах и выступлениях президента Ислама Каримова часто звучат ссылки на Аллаха.

С другой стороны, религиозная жизнь поставлена под тотальный контроль государства. Мечети лишены финансовой и экономической самостоятельности и пронизаны агентурой спецслужб. Репрессиям подвергаются не только открытые противники режима, но и умеренные фундаменталисты (арест в начале 1998 г. имама Обид-кори Назарова). Крамольными считаются даже внешние атрибуты принадлежности к исламской конфессии: демонтируются мегафоны на мечетях, ведется кампания борьбы с ношением женщинами хиджабов, а мужчинами - бород. Так, весной 1998 г. в райцентре Камаши Кашкадарьинской области хоким лично сбривал бороды верующим. Руководство Узбекистана пытается регламентировать религиозную ситуацию в стране так же жестко, как и другие сферы социально-политической жизни, а президент Каримов претендует на исключительное право выбора того "истинного ислама", который единственно допустим в Узбекистане.

Все это вызывает негативную реакцию в исламской умме страны. Властям не удалось не только полностью пресечь деятельность исламских радикалов, но даже локализовать их активность в пределах Ферганской долины. В настоящее время она отмечается не только в трех долинных областях, но и в тех регионах Узбекистана, где раньше распространения ваххабитских воззрений практически не отмечалось: в Ташкенте и Ташкентской области, в Хорезме, в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Об этом свидетельствует и тот факт, что большую часть уголовных дел по итогам расследований взрывов 16 февраля дала именно Ташкентская область.

ПОСЛЕДСТВИЯ НОВОЙ

ВОЙНЫ

Присоединение Узбекистана к антиталибской коалиции с открытым предоставлением американцам военных баз для военной операции способно радикализировать настроения исламской уммы, вызвать резкий всплеск антиправительственных настроений, как, например, в 1992 г. Дополнительной причиной волнений могут послужить систематические провалы Ташкента в экономике, которые уже привели к резкому падению и без того низкого жизненного уровня узбеков. Было бы, конечно, опрометчиво говорить о создании боевиками Намангани "Кокандского эмирата" на территории Ферганской долины. Для этого у них нет ни ресурсов, ни внятной программы действий. Однако возникновение на территории долинных областей долговременного тлеющего вооруженного конфликта не кажется уже таким невозможным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1382
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
877
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
621
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
865

Другие новости