НА РУБЕЖЕ 80-х и 90-х годов ведущей силой узбекских исламских фундаменталистов стала религиозно-политическая группа "Ислам лашкарлари" ("Воины ислама"), разделившаяся на два крыла: политически ваххабитское во главе с имам-хатыбом кокандской пятничной мечети Мухаммадом Раджабом и имамом одной из мечетей Андижана Абдували Мирзоевым и боевые отряды "Адолат" ("Справедливость") во главе с Тахиром Юлдашевым. Тогда в Андижане, Намангане и Коканде фактически установилось двоевластие. Активисты "Адолат" в городах следили за порядком, понимаемым ими сквозь призму шариатских норм. Узбекскому правительству, занятому на тот момент борьбой с националистической оппозицией в Ташкенте, приходилось мириться с деятельностью исламистов.
В марте-апреле 1993 г. этой идиллии был положен конец. Большая часть фундаменталистов была репрессирована, другая во главе с Тахиром Юлдашевым и Джумабоем Ходжиевым, более известным как Джума Намангани, составила вооруженную группу "Тауба" ("Покаяние").
Одновременно была подвергнута репрессиям фундаменталистская часть исламского духовенства. В 1995 г. был арестован Мухаммад Раджаб. Осенью того же года "пропал без вести" Абдували Мирзоев. Тогдашний глава САДУМ Мухаммед Садик Юсеф Садик, потворствовавший захвату мечетей фундаменталистами, еще в 1993 г. эмигрировал в Саудовскую Аравию. В стране фактически была свернута деятельность миссионеров-проповедников из Саудовской Аравии и ОАЭ, распространявших идеи "чистого ислама".
МИРНАЯ ИСЛАМСКАЯ
ОППОЗИЦИЯ
На сегодняшний день в Узбекистане можно выделить две крупные подпольные структуры фундаменталистского толка: "Акрамийя" и "Хизб ут-тахрир". Их цель - создание в Узбекистане шариатского государства, а затем объединение всех мусульман мира в единый халифат.
Религиозно-политическая партия "Хизб ут-тахрир аль-ислами" (Партия исламского освобождения) организована в 1953 г. в Иерусалиме шейхом Таки ад-дином Набахани. Главная ее цель - установление единого исламского государства путем ведения идеологической работы.
И акрамийцы, и хизб-ут-тахрировцы подчеркивают сугубо мирный, идеологический характер своей борьбы. Интересно отметить, что на интернетовском сайте "Хизб ут-тахрир" лидеры этой организации в свое время отмежевались от приписывавшегося им участия в организации террористических актов 16 февраля 1999 г. в Ташкенте. В то же время именно среди активистов этих организаций Исламское движение Узбекистана (ИДУ) ведет вербовку боевиков для своих вооруженных отрядов.
В 1993-1997 гг. этим организациям удалось создать в Ферганской долине неплохую материальную базу. Ее основу составляет особая производственно-распределительная община (джама"a). В ее распоряжении находятся небольшие сельскохозяйственные предприятия, денежные средства и склады. Все это имущество и общественные средства распределялись в виде помощи для многодетных членов братства, вновь обращенным, а иногда просто "сочувствующим". Члены групп старались организовать предприятия для обеспечения работой своих соратников. Кроме того, рядовые члены (мушрифы) "Хизб ут-тахрир" довольно регулярно получали от своего руководства небольшие вознаграждения в размере 50-100 долл. (по меркам Узбекистана довольно солидная сумма). Это позволяет говорить о финансовой подпитке фундаменталистами из арабских стран Ближнего Востока своей дочерней организации в Узбекистане.
По информации из арабских источников, активное участие в финансовой поддержке фундаменталистов принимали, по крайней мере до 1996-1997 гг., частные фонды из Саудовской Аравии, принадлежащие Файзулле Маргилани, Абдукадыру Маргилани, Абдухаким-кори. Руководители данных фондов являются потомками этнических узбеков, эмигрировавших на Ближний Восток из СССР еще в 20-е гг. По некоторым данным, диаспора выходцев из Узбекистана в Саудовской Аравии насчитывает в настоящее время до 300 тыс. чел. Активным сторонником помощи единоверцам в саудовской элите является отставной генерал авиации Королевства этнический узбек Абдугаффар Нур.
ВООРУЖЕННАЯ
ОППОЗИЦИЯ
В отличие от "мирных" фундаменталистов ИДУ, образованное в Таджикистане на основе вооруженной экстремистской группы "Тауба", придерживается иных методов работы. Лидерами этой организации являются Тахир Юлдашев и Джума Намангани. Им удалось установить хорошие связи с зарубежными экстремистскими центрами и организациями.
В Афганистане лидеры ИДУ пользуются устойчивой поддержкой движения "Талибан" и известного исламского экстремиста Усамы бен Ладена. Начиная с 1995 г. Усама бен Ладен несколько раз встречался с Тахиром Юлдашевым, помогал ему в установлении контактов с руководством талибов. Разведывательная служба талибов "Эдоре-йе-эхтезор" предоставила Юлдашеву резиденцию в Кабуле и помещения для открытия представительства своей партии в Кундузе.
Неоднозначно складываются отношения узбекских исламистов с их соратниками в Таджикистане. События 1999 г. в Баткене и 2000 г. в Сурхандарье позволяют предполагать, что после интеграции руководителей ОТО в структуры власти узбекские единомышленники, некогда помогавшие им в борьбе с правительством Эмомали Рахмонова, стали для них обузой. По информации западных наблюдателей, перед прорывом узбекских боевиков на территорию Киргизии и баткенскими событиями руководитель ОТО Акбар Тураджонзода дал понять Джуме Намангани, что руководство исламской оппозиции тяготится присутствием его людей на территории Таджикистана. Вторжение в Баткен в 1999 г. являлось скорее всего спонтанным и незапланированным актом, чтобы выставить себя в глазах мирового сообщества силой, способной реально влиять на ситуацию в регионе. Из руководителей ОТО тесные и дружеские отношения с Намангани по-прежнему поддерживает полевой командир Мирзо Зиеев (Джаги), являющийся министром по чрезвычайным ситуациям в правительстве Рахмонова. Впрочем, внимание Зиеева можно объяснить не столько любовью к узбекским единомышленникам, сколько негативным отношением к Узбекистану. В прошлом он не раз предъявлял открытые территориальные претензии к узбекам, требуя отдать "исконно таджикские города Бухару и Самарканд".
ПОЧЕМУ ОНИ
ПОПУЛЯРНЫ
Главной причиной роста влияния исламистов является все же не массированная внешняя поддержка, а тяжелые экономические и социальные проблемы Узбекистана. Основу фундаменталистов составляют молодые безработные люди из малообеспеченных семей в возрасте 18-25 лет. Их социальная невостребованность и неустроенность создает питательную почву для распространения религиозных экстремистских идей.
Второй причиной живучести исламской оппозиции является отсутствие какой-либо стратегии по отношению к исламизированной частью общества. С одной стороны, весь период независимости сопровождался демонстративными апелляциями к исламской духовности и мусульманской культуре. За эти годы в республике построено около 2000 мечетей, открыто 10 медресе, исламский университет. Резко возросло количество паломников, ежегодно отправляющихся в хадж и умру. Несмотря на декларированный светский характер государства, его культовыми фигурами провозглашались такие духовные авторитеты, как имам аль-Бухари, имам ат-Термизи, Бахауддин Накшбанд. В речах и выступлениях президента Ислама Каримова часто звучат ссылки на Аллаха.
С другой стороны, религиозная жизнь поставлена под тотальный контроль государства. Мечети лишены финансовой и экономической самостоятельности и пронизаны агентурой спецслужб. Репрессиям подвергаются не только открытые противники режима, но и умеренные фундаменталисты (арест в начале 1998 г. имама Обид-кори Назарова). Крамольными считаются даже внешние атрибуты принадлежности к исламской конфессии: демонтируются мегафоны на мечетях, ведется кампания борьбы с ношением женщинами хиджабов, а мужчинами - бород. Так, весной 1998 г. в райцентре Камаши Кашкадарьинской области хоким лично сбривал бороды верующим. Руководство Узбекистана пытается регламентировать религиозную ситуацию в стране так же жестко, как и другие сферы социально-политической жизни, а президент Каримов претендует на исключительное право выбора того "истинного ислама", который единственно допустим в Узбекистане.
Все это вызывает негативную реакцию в исламской умме страны. Властям не удалось не только полностью пресечь деятельность исламских радикалов, но даже локализовать их активность в пределах Ферганской долины. В настоящее время она отмечается не только в трех долинных областях, но и в тех регионах Узбекистана, где раньше распространения ваххабитских воззрений практически не отмечалось: в Ташкенте и Ташкентской области, в Хорезме, в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Об этом свидетельствует и тот факт, что большую часть уголовных дел по итогам расследований взрывов 16 февраля дала именно Ташкентская область.
ПОСЛЕДСТВИЯ НОВОЙ
ВОЙНЫ
Присоединение Узбекистана к антиталибской коалиции с открытым предоставлением американцам военных баз для военной операции способно радикализировать настроения исламской уммы, вызвать резкий всплеск антиправительственных настроений, как, например, в 1992 г. Дополнительной причиной волнений могут послужить систематические провалы Ташкента в экономике, которые уже привели к резкому падению и без того низкого жизненного уровня узбеков. Было бы, конечно, опрометчиво говорить о создании боевиками Намангани "Кокандского эмирата" на территории Ферганской долины. Для этого у них нет ни ресурсов, ни внятной программы действий. Однако возникновение на территории долинных областей долговременного тлеющего вооруженного конфликта не кажется уже таким невозможным.