Н. Д. Никандров. "Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий". М.: Гелиос АРВ. 2000 г. - 229 с.
Воспитание как составная часть образования после долгого перерыва начинает признаваться приоритетным направлением в России - не только родителями и педагогами, но и властными структурами. Все это внушает надежду на позитивные изменения в этой сфере. Однако конкретные направления движения, его стержень остаются трудно различимы. Мы уже знаем, что знания сами по себе не определяют ничего.
Необходимы иные критерии образованности человека, иные основания обучения и воспитания ребенка, т.е. ценностные основания - то, ради чего, во имя каких конечных целей мы ищем те или иные школы, покупаем учебники, устраиваем на курсы, записываем в студии и секции наших чад. Ценности - это то, что не меняется со сменой правительства или политических пристрастий. Какие ценности были у нас в разные "эпохи" последних десятилетий и каковы они сейчас? Можно ли возлагать на систему образования задачу воспитания, формирования ценностей и каких именно? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в книге Николая Никандрова "Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий".
Благодаря широкому охвату действительности (анализ современных научных исследований, политических программ, художественных произведений, телевидения, кинофильмов и пр.) вырисовывается панорама нашей жизни и условий взросления (социализации) наших детей. Здесь, по сути, представлена социальная ситуация развития современного ребенка в России. Каковы ее основные характеристики? Как живется современным мальчикам и девочкам на рубеже тысячелетий?
Проблема отношений Взрослого мира и мира Детства приобретает особую остроту и значимость именно сегодня. Взрослость как качество перестает быть ценностью для детей и целью их взросления. Дети боятся и не хотят взрослеть, страшась будущего. В немалой степени этому способствовали существенные изменения в системе образования и воспитания последних десятилетий, прежде всего ее смена с коллективистской на индивидуалистскую модель и "погром" детских и молодежных организаций, о чем убедительно пишет автор. Потребность растущей личности в сверстнике и в детском сообществе как особой уникальной детской субкультуре, предоставляющей ребенку пространство для самореализации и опробования себя и своих возможностей, а также своеобразное психологическое укрытие от неблагоприятных воздействий взрослых, эта важнейшая потребность оказывается нереализованной ни в условиях школы, ни в почти отсутствующих учреждениях внешкольных (таких, как бывшие дома юных техников и натуралистов, дворцы пионеров и летние лагеря и т.п.). Между тем только в детской группе, в сообществе сверстников оказывается возможной подлинная совместная деятельность на равных, столь необходимая для адекватной детской социализации.
Таким образом, в силу изменения ценностных установок образования с коллективистской на индивидуалистскую модель, ослабления игровых и учебных форм совместной деятельности, построенных по формуле "один за всех и все за одного" и других факторов социального, политического и психологического планов приходится признать заметную дегуманизацию отношений современного российского общества к Детству и отношений самого ребенка к миру. Это находит свое выражение в крайних формах: в заметном росте детской жестокости и подростковой преступности, а также общей криминализации детской субкультуры ╬ ее языка, игровых форм общения, общих установок.
Важнейшими факторами этой дегуманизации отношений являются: разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации ╬ семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Экран (телевизионный, видео и компьютерный) как генерированный "совокупный" Взрослый трансформирует детскую картину мира, активно воздействует на определенные деформации сознания детей и молодежи.
В книге ярко и убедительно продемонстрированы нагнетание страхов, особый катастрофизм информационной среды, которые можно было бы обозначить как нарастающую тенденцию к танатизации детского сознания, т.е. мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и отношению к собственной смерти как к чему-то обыденному. От себя могу добавить, что в детской картине мира, отображенной в рисунках российских детей из различных регионов на темы будущего, данная тенденция обнаруживается все явственнее.
Так, средства массовой информации превращаются в средство массовой трансформации и прежде всего трансформации сознания наших детей. Через СМИ и современное постмодернистское искусство, через детские книжки (!) и периодику, даже через игры и игрушки осуществляется активная демонизация детского сознания и психики: все эти монстры и монстрики, трансформеры из преисподней, разнообразная нечистая сила, иногда весьма симпатичная, типа телепузиков, так навязана детям, что становится необходимым атрибутом их жизни, словно убеждая и маленьких, и взрослых, что нечисть - она "хорошая", как бы подготавливая всех к реализации (материализации) демонического содержания.
Спасение от этой чертовщины, как и выход из создавшегося глубокого кризиса базовых аспектов бытия, автор видит в освоении извечных духовных ценностей - в "идеологии" православия, дающего, кроме горизонтальной плоскости, вертикальное "идеальное мироизмерение". Возврат к исконным ценностям существования человека и прежде всего человека растущего возможен посредством религиозного обучения и образования - не как навязывания ему того или иного вероисповедания, а как предоставления важнейшей информации о нравственно-духовной сфере жизни, осуществляемой в рамках культуры. Это обеспечит вхождение взрослеющей личности в культурно-историческое пространство, откроет возможность к развитию ее духовных способностей.
На рубеже тысячелетий для православного христианина Николая Дмитриевича Никандрова ценностный подход к воспитанию и социализации - это путь и преодоления, и преображения России через формирование (воспитание, обучение, развитие) образа человека воспитанного.