Фарид Асадуллин. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. - М., 1999, 158 с.
ВЫШЛА в свет книга, которую сам автор определил как "своего рода подведение итогов первого десятилетия религиозного возрождения мусульманского сообщества страны".
Действительно, положение мусульман России за последнее время существенно изменилось и в лучшую, и в худшую сторону. Возникли координирующие мусульманские организации: Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). Ислам переживает возрождение в богословской, научной, просветительской областях. У людей появилась возможность свободно исповедовать свою веру, была создана законодательная база для существования религиозных организаций в нашей стране, в том числе российской мусульманской общины.
С другой стороны, российское общественное мнение все более склонно ассоциировать мусульманскую религию с различного рода экстремистскими организациями, ваххабитами и так далее.
Все эти процессы попытались отразить авторы справочника "Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации". В первую очередь уделяется внимание истории и целям создания Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР). Систематизируются данные о религиозной, благотворительной, научно-просветительской, международной деятельности ДУМЕР. Читатель найдет в книге информацию справочного характера как о региональных духовных управлениях мусульман Российской Федерации, региональных организациях, входящих в состав ДУМЕР, так и о независимых объединениях мусульман, например, Духовном управлении мусульман азиатской части России.
Справочник открывается кратким изложением основ мусульманской веры, истории распространения ислама, в том числе на территории России, описанием его современного положения в нашей стране. Авторы считают нужным упомянуть по крайней мере два подхода к пониманию ваххабизма. Это понятие может обозначать "религиозное движение, требующее от своих последователей строгого и неукоснительного соблюдения норм и предписаний Корана и шариата", но ваххабизм также можно расценивать и как "псевдорелигиозное политическое течение с крайне экстремистским уклоном".
Читателю, безусловно, будет интересна опубликованная в книге подборка документов и обращений Духовного управления мусульман европейской части России и Совета муфтиев России, принятых по важным вопросам регулирования государственно-религиозных отношений. Так, в обращении ДУМЕР к президенту Российской Федерации Борису Ельцину, сделанном в декабре 1994 года по поводу начала военных действий в Чечне,. сказано: "...военное противостояние в чеченской столице, если не предпринять необходимые мирные шаги, неизбежно перерастет в крупномасштабную войну, в которую будут втянуты все большие и малые народы России... Учитывая национальный склад характера чеченцев и их беспрекословное следование исламским предписаниям, можно ожидать вступления в силу мобилизующего всех горцев принципа шариата: "Преступивший закон против нас заслуживает того же" (Священный Коран, 2:15)". К сожалению, все мы знаем, во что вылилась начатая в 1994 году "маленькая победоносная война" в Чечне. Почему руководители нашего государства пять лет назад не прислушались к мнению духовных лидеров мусульман России, остается загадкой.
Между тем еще в мае 1997 года в связи с событиями в дагестанском селении около города Буйнакска Совет муфтиев России заявил: "События в Дагестане... доказывают, что проблемы современного состояния и дальнейшего развития ислама, мусульманских народов требуют самого пристального внимания со стороны высших органов власти, научной общественности страны, совместных действий всех мусульманских организаций России".
В справочнике приведена ценная информация об исламских учебных заведениях России: религиозных школах, мусульманских высших учебных заведениях, мактабах (примечетных школах, в которых преподаются азы Корана и мусульманской обрядовости). Отдельная глава посвящена мусульманской прессе и другим средствам массовой информации. Автор книги Фарид Асадуллин отмечает, что в России сегодня издается, "как правило, незначительными тиражами... около 40 наименований газет и журналов, в которых находит отражение широкий круг вопросов... от подробного ознакомления с аспектами веры и нравственными ценностями ислама до хроникальных заметок о деятельности городских и сельских приходов".
Нужно отметить интересные экскурсы в историю ислама на территории Москвы, которые делает автор: "Согласно археологическим изысканиям образцы арабо-мусульманской культуры свидетельствуют о весьма раннем проникновении ислама в Москву. Есть находки в виде арабских дирхемов, датированных серединой первого тысячелетия, что говорит о возможно синхронном появлении ислама в московском крае". Далее автор рассказывает об отношениях, которые на протяжении веков складывались между жителями Москвы и народами, исповедовавшими ислам. Это в первую очередь Волжская Булгария, Золотая Орда, позже - Казанское ханство, Османская империя, монархии Сефевидов в Азербайджане и Иране. "Московский посланник в Турции Иван Новосельцев в 1570 году в своем докладе османскому султану Селиму особо подчеркивал, что российский государь "не враг Мусульманской веры" и правоверные "свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях, ибо у нас всякий иноземец живет в своей вере".